С тех пор, как люди впервые начали отправлять объекты на околоземную орбиту, космический мусор накапливается, и количество бесполезных, вышедших из строя спутников значительно превышает количество действующих объектов. Все космические державы внесли свой вклад в эту проблему.
Новый годовой отчет Европейского космического агентства (ЕКА) показал, что, хотя в последние годы предпринимаются шаги для смягчения этой проблемы, они просто не поспевают за огромными масштабами образования космического мусора.
По мере того, как все больше объектов заселяют околоземное пространство, возрастает риск их столкновения, которое производит еще больше космического мусора.
Последствия загрязнения орбиты были особенно заметны в 2019 году. Люди наблюдали, как два больших нерабочих спутника почти столкнулись, а Международной космической станции пришлось трижды предпринять экстренные маневры, чтобы избежать столкновения с космическим мусором.
Однако согласно отчету ЕКА, столкновения не являются самой большой проблемой. За последние 10 лет на столкновения приходилось всего 0,83% всех событий, связанных с фрагментацией мусора.
«Самый большой вклад в текущую проблему увеличения космического мусора вносят взрывы на орбите, вызванные оставшейся энергией от топлива и батарей на борту космических кораблей и ракет, — рассказал Хольгер Краг, глава программы космической безопасности ЕКА. — Несмотря на то, что меры по предотвращению этого применяются в течение многих лет, мы не видим снижения количества таких событий. Тенденции к утилизации после завершения миссии улучшаются, но медленными темпами».
Проблема космического мусора впервые была поднята в 1960-х годах, но потребовалось много времени, чтобы определить и реализовать меры по смягчению последствий. Теперь космические державы намного лучше планируют последствия завершения миссий спутников и ракет.
Многоразовые ракеты — это большой шаг вперед, хотя технология все еще находится в зачаточном состоянии. Другие меры по смягчению последствий включают проектирование и строительство космических кораблей, которые могут лучше противостоять суровым условиям космоса, чтобы предотвратить разрушения и высвобождение накопленной энергии и топлива. Так снижается вероятность взрыва неработающего космического корабля. А когда миссия космического корабля будет завершена, его можно перевести на более безопасную орбиту. Например, корабль можно спустить в атмосферу Земли для сгорания в качестве аккуратной системы утилизации.
Но даже с учетом этих мер в течение последних двух десятилетий ежегодно происходило 12 событий фрагментации. Каждый взрыв потенциально вызывает появление на околоземной орбите тысяч мелких обломков. На орбитальных скоростях даже мельчайшие частицы мусора могут вывести из строя работающий спутник.
Агентство активно работает над поиском решений. Согласно ЕКА, единственный способ решить эту проблему — работать вместе. Космические державы должны соблюдать меры по уменьшению образования космического мусора.
ЕКА готовит проект по сбору космического мусора, запуск которого планируется в 2025 году. Они также пытаются разработать технологию для автоматизации маневров по предотвращению столкновений, чтобы диспетчерам не нужно было отслеживать и контролировать каждый объект или выведенный из эксплуатации спутник в околоземном пространстве.
Полный отчет доступен по ссылке.