Ученые провели исследование разума ворон и сделали открытие: хитрые птицы не просто умны — они обладают определенной формой сознания. Исследователи определили у птиц первичное, или сенсорное, сознание, наличие которого ранее демонстрировали только приматы.
Новое открытие означает, что теперь научному сообществу, возможно, придется переосмыслить понимание того, как возникает сознание. Также работа предоставляет новые данные об устройстве птичьего мозга.
«Результаты нашего исследования показали новый взгляд на эволюцию сознания и ее нейробиологические ограничения», — говорят авторы.
У животных, которые не разговаривают, сложно определить сознание. Наличие сознания помогает человеку решать проблемы и принимать решения — в обоих случаях ворона также преуспевает.
Первичное сознание — это основная форма сознания, которая заключается в способности воспринимать мир в настоящем (а также в ближайшем прошлом и будущем). Наличие первичного сознания связывают с корой головного мозга приматов, сложной многоуровневой областью мозга млекопитающих.
Мозг птиц устроен совершенно иначе, чем мозг приматов. Хотя врановые — семейство птиц, в которое входят вороны — невероятно умны и обладают когнитивными способностями, присущими приматам, ученые хотели понять, могут ли они перейти черту сознательного мышления.
Команда разработала эксперимент, чтобы проверить, могут ли птицы иметь субъективный опыт, и провели тест с двумя черными воро́нами.
Птиц учили реагировать на визуальные раздражители. На экране им показывали разные огоньки, и если ворона видела их, то должна была повернуть голову для подтверждения увиденного. Большинство огней отображались ясно, их было легко увидеть, и вороны достоверно сообщали об увиденном.
Некоторые световые сигналы было труднее заметить — их специально сделали короткими и тусклыми. Иногда вороны сообщали, что видели их, а иногда — нет. Здесь птицы проявляли субъективное восприятие.
В ходе эксперимента каждой из ворон было показано примерно 20 000 световых сигналов, распределенных на несколько десятков сеансов. Между тем, электроды, имплантированные в их мозг, регистрировали нейронную активность мозга птиц.
Когда вороны давали ответ «да» на визуальные стимулы, активность нейронов регистрировалась в интервале между видением света и выдачей ответа. Когда был дан ответ «нет», такой повышенной активности нейронов не наблюдалось. Эта связь была настолько четкой, что ученые могли предсказать реакцию вороны на основе активности мозга.
Результаты подтверждают, что субъективный опыт не ограничивается исключительно мозгом приматов и что сложное строение мозга млекопитающих не является единственной основой для появления сознания.
Ученые предполагают, что похожие когнитивные способности развивались независимо как у птиц, так и у млекопитающих — процесс, известный как конвергентная эволюция. Но также возможно, что развитие мозга птиц и млекопитающих более тесно связано, чем можно предположить по различиям органа.
«Последние общие предки людей и ворон жили 320 миллионов лет назад, — говорят ученые. — Возможно, сознание и восприятие возникло тогда и с тех пор передается по наследству. В любом случае способность осознавать опыт может быть реализована в мозге с другой структурой и независимо от коры головного мозга».
Это означает, что первичное сознание может быть гораздо более распространенным среди птиц и млекопитающих, чем считалось раньше.
Исследование опубликовано в журнале Science.