Что дешевле: 1 кг «железа» или 1 кг «облака»? Вопрос может показаться странным, однако на него можно ответить. Только измерения нужно выполнять не в килограммах, а в Гб и процессорном времени.
Когда дело доходит до обсуждения инвестиций в новое оборудование и программные решения, зачастую рассматриваются несколько моделей реализации. Возникает вопрос, что выбрать: инфраструктуру on-premise, сервисы облачных платформ или гибридное решение? Как правило, подсчёты проводятся очень просто: сравниваются цены на «своё» оборудование и стоимость услуг облачных провайдеров, после чего делают определенные выводы.
Казалось бы, всё просто. Однако подобный подход ошибочен. Чтобы получить точный ответ на вопрос «сколько стоит железо/облако», необходимо произвести оценку всех затрат: и капитальных, и операционных. Именно с этой целью и придумали TCO — совокупную стоимость владения. В это понятие входят все затраты, которые прямо или косвенно связаны с покупкой, внедрением и эксплуатацией информационных систем (ИС) или программно-аппаратного комплекса (ПАК).
То есть TCO — это не только конкретная сумма. Это комплексная величина, охватывающая расходы, которые вынужден нести клиент с того момента, когда он становится владельцем оборудования и до момента полного избавления от него.
Кто всё это придумал
Впервые термин TCO (Total cost of ownership) ввела в оборот исследовательская и консалтинговая компания Gartner Group в конце 80-х годов. В тот период она начала использовать его в своих исследованиях при расчёте финансовых затрат на владение компьютерами на платформе Wintel, а в 1987 г. окончательно сформулировала и предложила рынку концепцию ТСО. Иначе говоря, модель анализа финансовой стороны использования информационных технологий возникла ещё в прошлом веке.
Общепризнанной считается такая формула расчёта TCO:
TCO = Капитальные затраты (CAPEX) + Операционные затраты (OPEX)
Капитальные затраты (они же единовременные, фиксированные) фактически касаются только вопроса покупки и внедрения IT-систем. Капитальными их называют по той причине, что они требуются один раз на начальных этапах создания ИС. При этом от выбора стратегии, аппаратной и программной платформ в значительной степени зависят последующие затраты. Среди них нужно выделить:
- Стоимость разработки и внедрения проекта;
- Стоимость услуг внешних консультантов;
- Первая закупка базово необходимого ПО;
- Первая закупка дополнительного ПО;
- Первая закупка аппаратного обеспечения.
Операционные затраты возникают на этапе функционировании IT-систем. Среди них нужно выделить:
- Стоимость обслуживания и модернизации системы (заработная плата персонала, внешние консультанты, аутсорсинг, обучающие программы, получение сертификатов и пр.);
- Затраты на комплексное управление системой;
- Затраты, связанные с активной эксплуатацией ИС пользователями.
Какими бывают затраты
Методика анализа затрат на владение оборудованием стала востребована не случайно. Помимо прямых затрат (например, стоимости оборудования и зарплаты сотрудников, которые его обслуживают) есть ещё и косвенные. К ним можно отнести зарплату руководителей, которые напрямую не участвуют в работе с оборудованием (ИТ-директор, бухгалтер), расходы на рекламу, арендные платежи, представительские расходы. Кроме этого, есть ещё такая вещь, как внереализационные расходы. Это выплаты процентов по кредитам и ценным бумагам организации, финансовые потери из-за нестабильности валют, неустойки в виде выплат контрагентам и т.д. Их тоже нужно закладывать в совокупную стоимость владения.
Подчеркнём, что универсальной методики расчёта TCO не существует! Есть только общие подходы к расчёту. TCO обычно составляется на 3 года и 5лет с учётом будущих платежей. А значение упущенной прибыли берётся на уровне 12% (с учетом минимальной гарантированной доходности, ставки инфляции, премии за риск).
Расчёт TCO: что учитывать
Для наглядности давайте попробуем перечислить, что нужно учитывать, если вы решили сравнить облако и on-premise, и выполнить расчёт совокупной стоимости владения. Первыми в списке будут единовременные затраты на «железо» и ПО.
- Серверное оборудование;
- СХД;
- Платформа виртуализации;
- ИБ оборудование (криптошлюзы, firewall и т.д.);
- Сетевое оборудование;
- Система резервного копирования;
- Интернет (IP);
- Лицензии на ПО (антивирус, лицензии Microsoft, 1С и т.д.);
- Катастрофоустойчивость (дублирование на 2 ЦОДа, если требуется);
- Размещение в дата-центре /аренда доп. площадей.
И не забываем про сопутствующие затраты. В том числе:
- Проектирование инфраструктуры (найм специалиста);
- Монтаж и пусконаладочные работы;
- Расходы на обслуживание инфраструктуры (персонал + расходные материалы);
- Упущенная прибыль.
Приведём пример расчёта для одной автомобилестроительной компании:
Получается, что если считать комплексно, то облачные решения не просто сравнимы по цене с on-premise, но и даже дешевле их. Есть и другие аргументы в пользу облаков. Прямая польза заключается в том, что компания экономит деньги, отказавшись от единовременных закупок оборудования, оптимизирует налоговую базу, получает мгновенную масштабируемость и снижает риски, связанные с владением и управлением информационными активами.
Также «облака» гораздо более удобны и безопасны при работе с персональными данными и тяжёлыми вычислениями, но это уже совсем другая история.