Археологи Национального института антропологии и истории Мексики (INAH), исследуя сохранившиеся памятники Мезоамериканской культуры, пришли к выводу, что пирамиды строились с целью повторения природных объектов, таких как горы и насыпи. В акте творения человеком такого сооружения усматривается его соперничество с силами природы, желание создавать рукотворные вулканы, чтобы показать богам собственную силу.
Ученые также обратили внимание, что пирамиды строились в центре поселений, поэтому имели не только культурную значимость, но и стратегическую. Иначе говоря, храмы служили точкой сбора местного населения для объявлений, но прятаться в них в случае военной грозы было бы тяжело из-за ступенчатой формы объектов. Тем не менее, в ходе исследований оказалось, что некоторые храмы имеют форму матрешки и за первым рядом стен прячется еще один храм, внутренний.
Интересен также другой момент: к строительству храмов такой формы прибегали не только племена майя и ацтеков, но и прочие племена, что говорит об общности культурного кода в народах доколумбовой Америки.
Для научного мира заключение мексиканских ученых оказалось несколько поверхностным и подверглось определенной критике, поэтому считать их теорию единственно верной пока не приходится.