Компании по всему миру ввели множество мер для минимизации угрозы распространения инфекции. Например, в бесчисленных магазинах появились перегородки, которые защищают продавцов от контакта с покупателями, а многие водители доставляют заказы прямо к вашему порогу. Но робот — или, в частности, беспилотник — предлагает потенциально более безопасный и быстрый способ обмена товарами и услугами.
Поэтому неудивительно, что в настоящий момент процветает так много коммерческих компаний, которые предоставляют услуги операторов БПЛА (беспилотных летательных аппаратов). В период кризиса они стремятся сделать шаг вперед и продемонстрировать влияние, которое поставки беспилотников могут оказать на общество.
Например, компания Matternet. Она использует систему беспилотников M2, чтобы поддержать крупное сообщество пенсионеров во Флориде, доставляя лекарства им лекарства из ближайших аптек. Это долгожданная услуга для людей, которые входят в группу риска, а некоторые из них не могут выходить из дома каждый день.
Пока что у них есть одно место посадки, и все еще нужен человек, который доставит лекарства до нужного дома. Но основатели компании надеются, что программа расширится и будет поддерживать несколько маршрутов, где дроны могут зависать и опускать посылку сразу на пороге клиента. Matternet делает от 10 до 20 поставок каждый день. Если программа продолжит развиваться, они смогут совершать тысячи поставок каждый месяц.
Ранее у компании был подобный опыт. В марте 2017 года Swiss Post и Matternet начали перевозку лабораторных образцов между двумя больницами в Швейцарии. Шесть месяцев спустя производитель беспилотников заключил партнерское соглашение с Mercedes-Benz по «программе развития технологий», которая с тех пор свернулась. Matternet теперь поддерживает больницы в Лугано и Цюрихе, хотя оба медицинских учреждения приостановили работу после вспышки коронавируса.
Поставщик дронов также работает с медицинским персоналом в США. В августе 2018 года компания выполнила несколько испытательных полетов на объекте WakeMed с Министерством транспорта Северной Каролины (NCDOT). Позже они заключили контракт на постоянное сотрудничество с больницей. С тех пор их дрон М2 перевез более 3000 медицинских образцов и проб.
Компания Everdrone предпринимает аналогичные усилия, чтобы помочь медицинскому сообществу. Специалист по реагированию на чрезвычайные ситуации объявил о программе БПЛА, которая предоставит автоматизированные наружные дефибрилляторы людям в Гетеборге (Швеция).
Схема, которая начнет действовать в следующем месяце, может помочь лицам, оказывающим помощь в спасении жизни, в ожидании прибытия медицинских работников. Everdrone планирует развернуть три «системы» беспилотников, каждая из которых базируется в разных местах. Они будут покрывать экстренные вызовы по 112 в радиусе 6 км. После вызова дрон направляется к месту нахождения вызывающего абонента и опускает дефибриллятор с безопасной высоты.
Исследования, проведенные в Италии, показывают, что во время пандемии коронавируса сердечные приступы резко возросли. Следовательно, быстрая и надежная система беспилотных летательных аппаратов могла бы спасти жизни и снизить нагрузку на и без того напряженную систему здравоохранения.
Компания уже выполнила тысячи пробных полетов. В июле прошлого года, они проводили полностью автономную доставку между двумя больницами Гетеборга.
На другом конце света поставщик ПБЛА Zipline помогает медицинским работникам в Гане (Западная Африка). Компания активизировала свои поставки, чтобы обеспечить больницы необходимыми товарами и минимизировать угрозу передачи вируса от водителей грузовиков. Система Zipline, которая использует автономные планеры вместо квадрокоптеров, также сыграла свою роль в распространении средств индивидуальной защиты (СИЗ).
В начале пандемии в стране было ограниченное количество необходимых средств защиты — недостаточно для каждого врача и медсестры. Поэтому Zipline взяли запасы инвентаря и стали централизованным распределительным узлом.
Однако усилия Zipline на этом не заканчиваются. Ранее в Гане было только две лаборатории, способные обрабатывать тестовые образцы COVID-19. Они базировались вблизи городов и, следовательно, были труднодоступны для людей, живущих в отдаленных районах. Сейчас Zipline выполняет тяжелую работу, доставляя тестовые образцы в сельские центры — обычно это занимает 30 минут для полета в испытательные лаборатории, в отличие от 12-часовой поездки в город и обратно.
Эта инициатива является уникальной, поскольку до вспышки ни одна компания не имела разрешения осуществлять регулярные поставки в густонаселенные городские районы с системой визуального обзора (BVLOS).
Zipline работает в Африке с 2016 года. Компания начала с транспортировки жизненно важных лекарств и крови в западную часть Руанды, а затем начала медленно расширяться. Ранее в этом месяце компания объявила в твиттере, что доставила более 100 000 вакцин, единиц крови и лекарств по всему миру.
Однако медицинская работа — это только одна сторона отрасли. Дочерняя компания Google Wing хочет, чтобы поставки дронов использовались для всего, включая свежий хлеб и горячий кофе. Компания начала свою деятельность с небольшого сервиса на окраине Канберры (Австралия). Затем их деятельность добралась до Хельсинки (Финляндии) и Кристиансборга — небольшого городка в американском штате Вирджиния.
В прошлом месяце компания объявила о «резком увеличении» числа клиентов, пользующихся ее услугой. Представитель компании Wing заявил, что за две недели им удалось совершить более 1000 поставок, чему способствовал рост заказов в Вирджинии. Mockingbird Cafe, пекарня, базирующаяся в Кристиансборге, присоединилась к Wing в начале этого года и продала на 50 процентов больше печенья, чем в обычные выходные. Brugh Coffee, еще один новый бизнес на платформе Wing, продал вдвое больше холодного пива, чем обычно в магазине.
Доставка через беспилотников явно помогает в условиях кризиса. Но пока они представляют собой технологическую редкость, к которой могут получить доступ лишь немногие люди в мире. Так происходит потому, что регулирование и общественное признание сильно различаются в разных странах.
Часто работа подобных компаний и масштабы полетов сильно ограничены. Каждый регион имеет уникальную политику и свои ограничения, с которыми нужно бороться. Пандемия коронавируса может повлиять на эту ситуацию. Политики, как правило, быстрее продвигают проекты, которые могут помочь в борьбе с COVID-19. Кроме того, все больше людей в настоящее время пользуются услугами доставки беспилотников — как в медицинских, так и в потребительских целях. Возможно это повысит осведомленность и признание.