Коронавирус изменил некоторые вещи для людей по всему миру, и в первую очередь он повлиял на путешествия и индустрию туризма. Возможно виртуальная реальность станет альтернативой настоящим поездкам, а когда-нибудь и вовсе заменит подобный опыт. Но не все так просто с этой технологией.
Пока 90% стран мира находятся в изоляции, виртуальные туры все больше привлекают любителей отправляться за границу. Сейчас подходящая возможность познакомиться с этой технологией. Некоторые эксперты даже предложили виртуальную реальность в качестве экологичного решения проблемы чрезмерного туризма.
Потенциал использования VR для уменьшения неблагоприятного воздействия потока туристов на природу уже очевиден. Это подтверждается некоторыми неожиданными экологическими улучшениями, вызванными карантином из-за коронавируса. Они характеризуются более чистым воздухом и водой. Через виртуальную реальность путешественники могут «испытать» обширные направления и их воздействие на окружающую среду будет минимальным.
Несмотря на то, что пандемия и изоляция людей ослабила загрязнение среды, она сейчас наносит сокрушительный удар по индустрии туризма. Из-за этого многие начали интересоваться возможностями VR. Но продлится ли интерес к виртуальным путешествиям и после победы над новым вирусом?
Рост популярности VR-туризма
В течение многих лет авиалинии, туристические агентства и эксперты по туризму использовали технологию VR, чтобы предлагать направления для потенциальных клиентов. Влияние COVID-19 может позволить этой технологии выйти за рамки простого маркетингового инструмента. Так считает Ральф Холлистер, аналитик по туризму, ранее написавший отчет об индустрии VR-туризма.
Виртуальные путешествия уже переживают всплеск популярности. Валерий Кондрук, генеральный директор VR-компании Ascape, отметил, что загрузка приложений начала расти с декабря (традиционно самый загруженный месяц), а в январе удвоилась. Сейчас количество загрузок выросло на 60%. По словам Кондрука, все больший интерес к технологии проявляется со стороны педагогов и тех, кто работает в домах престарелых, даже несмотря на то, что авиакомпании и туристические агентства, которые обычно приобретают VR-контент Ascape, приостановили все сделки.
Минусы технологии
Тем не менее, существует большой разрыв между использованием виртуальной реальности в качестве пробной версии перед покупкой настоящих билетов, и отношением к виртуальной реальности, как к полноценному туризму.
Начнем с того, что технология еще несовершенна. Видео с круговым обзором в 360 градусов обычно смотрят через гарнитуру (например, Oculus Rift) или специальное приложение (например, Google Cardboard). Оборудование дорогое, может вызывать тошноту при долгом использовании и может быть неудобным и тяжелым для ношения. Поэтому чаще всего сеансы с VR-шлемами рекомендуют ограничивать до 30 минут. У приложений нет ни одной из этих проблем, но они не так впечатляют.
Ограниченные ощущения — еще одно препятствие. Видеоролики отлично передают звуки на местности и детали достопримечательностей, но запах, осязание или вкус — пока остаются недоступными современным технологиям. Опыт с VR-гарнитурой обычно длится несколько минут, что вряд ли сопоставимо с двухнедельным отпуском в Испании.
Конечно, некоторые исследователи продолжают работать над все более захватывающими функциями для VR, включая тактильные костюмы. Об этом рассказывал Сэмюэль Грингард, автор книги «Виртуальная реальность». Создание такого костюма с расширенными сенсорными ощущениями может сделать видео об Амазонке или Антарктиде более реалистичными и подарить пользователям новые ощущения, но оно все равно не удовлетворит более глубокие потребности, которые побуждают людей путешествовать.
Виртуальная реальность не может обеспечить все ощущения
Туристы, как правило, менее ориентированы на простом исследовании местности и достопримечательностей. Они больше сосредоточены на новых впечатлениях и открытиях. Такой опыт пока невозможно воспроизвести в виртуальной реальности.
Виртуальная реальность предоставляет вам столько возможностей, сколько уже были разработаны до этого. Вы не сможете выбраться прогуляться ночью по незаметной улочке и открыть для себя малоизвестную достопримечательность или уютное заведение — конечно, если эти варианты уже не запрограммированы.
Компании, которые создают виртуальные туры, часто скрывают многие вещи, чтобы предоставить наиболее приятный опыт свои клиентам. Вы вряд ли сможете сделать какое-то открытие для себя о жизнь в другой стране, ведь вам все предоставят в наилучшем свете.
Итог
Виртуальная реальность пока не может заменить традиционный туризм, но все же предлагает интригующие возможности. Технология становится все сложнее, и многие люди могут сознательно начать использовать ее вместо путешествий, чтобы улучшить экологическую обстановку.
Также VR-путешествия делают известные мировые места доступными людям, которые физически не могут посетить определенные достопримечательности. В виртуальной реальности можно воссоздать памятники и целые исторические места, которые уже давно утеряны.
В итоге влияние виртуальной реальности на путешествия будет определяться развитием и применением новых технологий. До сих пор прогресс происходил постепенно. VR-туризм пока не может тягаться с индустрией обычного туризма или поддержать снижение загрязнения окружающей среды, связанное с поездками. После окончания пандемии, технология все же отойдет на второй план.
Но виртуальная реальность может приблизить отдаленные и недоступные места — и при этом поощрять путешественников вести себя разумно, куда бы они ни отправились в будущем.