Вспышка коронавируса — это прежде всего человеческая трагедия, от которой страдают сотни тысяч людей. Вместе с этим, она оказывает растущее влияние на мировую экономику. В сложившейся ситуации с COVID-19, правительства многих стран вынуждены накладывать принудительные меры карантина. Из-за этого в России, а также во всем мире отрасли и предприятия, включая работников и потребителей постепенно меняют модели поведения.
Какие-то сферы остались почти нетронутыми, но в основном бизнес переживает упадок. Рассмотрим, как пандемия влияет на бизнес в России и что это означает для их владельцев и потребителей. А также, какие сферы наиболее страдают из-за нового вируса и что можно сделать прямо сейчас, чтобы улучшить положение своего бизнеса.
Негативное влияние пандемии на бизнес
В первую очередь оказывается влияние на предложение и спрос. Изменения заметны не только в экономике России, но и на мировом рынке.
Временная остановка производства в Китае повлекла снижение общемирового производства, это сказалось на предложении. Китай составляет треть производства в мире и является крупнейшим в мире экспортером товаров. Цепочки поставок были нарушены, и экономическая активность в мире упала.
Предприятия уже вынуждены пересмотреть свои глобальные производственно-сбытовые цепочки, и искать пути решения. Но в поисках наиболее экономически эффективных поставщиков многие компании остались без плана Б. Далеко не у всех предприятий есть альтернативные планы производства или закупок на случай длительного сбоя в поставках.
Процесс глобализации бизнеса теперь находится под угрозой. В прошлом подобное падение глобальных цепочек поставок рассматривалось как разовое событие. Ожидалось, что эти временные помехи не приведут к серьезному нарушению успешной и стабильной бизнес-модели, основанной на предположении, что глобализация сохранится. Таким образом, вспышка COVID-19 разоблачила то, что многие считают чрезмерной зависимостью от поставщиков, расположенных в Китае.
Спрос на некоторые услуги пострадал из-за страха заболеть новой болезнью. Окончательный удар по многим сферам, например, по сетям кинотеатров, нанесло постановление о введении мер карантина. Изначально не рабочая неделя в России теперь официально продлена до конца апреля в рамках борьбы с распространением вируса.
Закрываются не только торговые центры, но и небольшие лавки, которые неспособны организовать доставку на дом. Больше всего снизился спрос на путешествия. Многие страны, в том числе Россия, просто закрывают свои границы.
Ситуация с новым вирусом может изменить работу целых отраслей и повлиять на поведение потребителей в долгосрочной перспективе. Некоторые тренды прямо сейчас становятся все более распространенными.
Какие положительные тенденции уже затронули бизнес
Новые технологии могут смягчить ущерб от части проблем, с которым столкнулись владельцы бизнеса. Многие компании сейчас обнаруживают, что их работники ничуть не хуже справляются с аналогичными задачами из дома. Так в условиях карантина не вся мировая экономика прекращает работу, часть просто переходит на удаленную работу. Полностью общий негативный эффект покрыть не получится, но это один из методов, который поможет его уменьшить. При этом, расходы на офисное оборудование и недвижимость снижаются.
На данный момент во многих отраслях бизнеса набирает популярность онлайн-торговля. Рост таких продаж снижает влияние от пандемии на спрос. Раньше негативный эффект был бы намного сильнее, чем сейчас. Растет спрос на видеоигры, различные подписки и сервисы доставки. Многие рестораны выдвигают бизнес на вынос. Ритейлеры и некоторые бренды пытаются стимулировать продажи в режиме онлайн.
Пока люди большую часть времени проводят дома, им все равно нужно заниматься экономикой и покупками. Успешность онлайн-продаж зависит от того, чем торгует предприятие. Но попробовать может каждый. Для большинства базовых товаров такой переход на онлайн-площадки может стать долгосрочной перспективой развития. Так как люди сейчас все больше осваивают этот вид покупок и привыкают к шопингу в интернете, они могут не захотеть возвращаться к обычным розничным сетям после завершения карантина.
Устойчивость станет новым модным словом. Фирмы будут больше думать о диверсификации своей базы поставщиков, чтобы застраховаться от сбоев в работе конкретного производителя, географического региона или изменений в торговой политике. Коронавирус не положит конец глобализации, но изменит ее. Компании должны будут адаптироваться, чтобы добиться успеха.
Отрицательные прогнозы для малого и среднего бизнеса: что можно сделать, чтобы улучшить ситуацию
Малый и средний бизнес — те отрасли, которые наиболее подвержены угрозе в России. Многие из них сейчас находятся на грани разорения или несут большие убытки из-за отсутствия спроса. Предприниматели ищут способы сохранить свой бизнес.
К сожалению, попытки правительства сгладить эту ситуацию пока воспринимаются негативно. Органы власти не намерены оказывать финансовую поддержку предпринимателям, а лишь дают отсрочку по выплатам налогов и снижают страховые взносы. Владельцы бизнеса и эксперты сходятся в том, что заявленных мер недостаточно для того, чтобы оказать необходимую помощь малому бизнесу в период кризиса. На платформе Change.org даже появилась петиция, адресованная Минфину и правительству. Автор просит у властей полугодового обнуления налогов для малого и среднего бизнеса. Сейчас ее подписали почти 300 тыс. человек.
Отрицательные прогнозы аналогично коснулись малых и средних предприятий в ИТ-индустрии. Многие подобные предприятия также должны выплачивать налоги, кредиты и плату за аренду помещений под офисы. Из-за общего экономического состояния, они испытывают проблемы со сбытом услуг, проекты находятся в заморозке или закрываются. В связи с этим, наблюдается резкое сокращение зарплат и рабочих мест в этой сфере.
Вот некоторые антикризисные меры, которые нужно принять в ближайшее время для максимального снижения ущерба:
- Пересмотрите и сократите лишние расходы. По возможности, нужно полностью их исключить. Сюда относятся и собственные зарплаты, различные сервисы и подписки, доступ к которым нужен не так часто, бонусы для некоторых сотрудников и т.д.
- Налаживайте связи с поставщиками и арендодателями. Обсудите возможные уступки и скидки.
- Если вы испытываете трудности с бизнесом — обратитесь за помощью к консалтинговым фирмам и порталам. Например, сообщество предпринимателей https://www.beboss.ru/ предоставит всю необходимую информацию и поможет разработать меры для эффективной работы в условиях карантина.
- Не открывайте новые проекты и заморозьте все планы, которые не обещают прибыли в ближайшее время.
- Сосредоточьтесь на онлайн-сфере. Перенесите свое дело в интернет. Пока все сидят дома, это наиболее востребованная технология.
Пандемия короновируса не продлится вечно и в конце концов, люди справятся с этой угрозой. Но его последствия скорее всего, вызовут не что иное, как переосмысление того, как мир ведет бизнес.