Ровно 55 лет назад, 18 марта 1965 года, с космодрома Байконур был запущен корабль «Восход-2». Через 1,5 часа после старта Алексей Леонов первым в истории сделал шаг в открытый космос. Символическое значение этого эпизода столь огромно, что сложно оценить. Леонов провел в открытом космосе порядка 12 минут, отлетев от корабля на 5 метров. Специально разработанный скафандр «Беркут» так разбух, что космонавту еле удалось вернуться в воздушный шлюз корабля.
Дело в том, что условия, по которым скафандр раздулся, невозможно было смоделировать на земле — ученые того времени не вполне понимали, что ждет космонавта, поэтому все оборудование создавалось путем проб и ошибок. Тренажером служил самолет Ту-104, который при движении по параболической траектории ненадолго создавал в салоне состояние невесомости. Ту-104, кстати, был первым советским пассажирским реактивным лайнером.
Немаловажным фактором также была гонка вооружений: Советский Союз вывел человека в открытый космос всего на 2,5 месяца раньше, чем США. Каждая победа в Холодной войне давалась очень тяжело и изнашивающе.
Неприятности стали происходить почти сразу. Стыковочную камеру, состоящую из 12 ребер раздуло, поэтому воспользоваться ей так, чтобы грамотно закрыть стыковочный люк и не допустить разгерметизацию всего корабля — стало настоящей проблемой.
Как только Леонов покинул выдвижную камеру, его скафандр стал раздуваться и только нарушение инструкций спасло космонавту жизнь. Для этого ему пришлось понизить давление внутри скафандра, чтобы он снова принял антропоморфную форму. Скафандр также не мог компенсировать воздействие внешних факторов, поэтому Леонов страдал от перегрева организма и сильнейшей тахикардии. Возвращение на борт не стало спасительной точкой в этой истории. Предстояло вернуться на Землю.
Корабль «Восход-2» должна была сажать автоматика, но она вышла из строя. Корабль пришлось сажать вручную, а выбирать место для посадки самостоятельно. Расчетной точкой стала платформа в 150 км от Соликамска. Удаленное расстояние было выбрано неслучайно, поскольку нельзя было зацепить жилые объекты и линии электропередач.
Во время посадки ручное управление было невозможно — кресла стояли под углом 90° относительно приборной панели, чтобы не разбиться при приземлении. Тогда капитан корабля Павел Беляев отстегнулся от кресла, чтобы задать траекторию, но после того, как он вернулся обратно (пришло не более 30 секунд), корабль «подправил» себе траекторию, что дало отклонение от курса и стало серьезной задачей для миссии спасения.
Космонавты приземлились в полдень 19 марта и стали отправлять сигнал, что все прошло нормально. Оставалось ждать и победить мороз.
Спасательная операция завершилась только на третьи сутки, хотя место посадки удалось обнаружить уже через 4 часа. Всему виной глубокий снег, пересеченная местность и полная невозможность посадить вертолет, но удалось спасти всех.