За последние месяцы производителями разных стран было сделано множество заявлений о новых разработках беспилотников. Наша редакция попыталась составить общую картину того, что происходит в этой области.
Беспилотной авиации на сегодняшний день отведена особая роль в сфере коммерции и военного дела. Она развивается быстрее всех остальных направлений, и последние годы разработкой подобных аппаратов занимаются сотни фирм. В 2019 году рынок дронов выглядел приблизительно так:
В основной массе беспилотники ориентированы на рядового потребителя или компании, которые занимаются съемкой видео или доставкой товаров. Но сегодня мы больше поговорим о новых боевых дронах.
KUS-FC из Южной Кореи
На этой неделе южнокорейская компания Korean Air представила проект беспилотника KUS-FC, над которым работала с 2011 года. По внешним характеристикам аппарат малозаметен, и выполнен с максимальным применением стелс-технологий. Его длина – 10 метров, размах крыла – 16. Время нахождения в воздухе относительно невелико – всего 6 часов.
Предполагается, что вскоре KUS-FC поступит на вооружение военно-воздушных сил; сначала в качестве разведчика, а затем из него сделают настоящую боевую машину (специально для этого разработчики оставили внутренние отсеки для вооружения).
Индонезийский «Черный орел»
В декабре 2019 года компания PT Dirgantara Indonesia поделилась в сети фотографиями ударного беспилотника Elang Hitam («Черный ястреб»). Длина аппарата — 8,7 метра, размах крыла – 16, высота — 2,6. Он не так малозаметен, но в отличие от корейского собрата способен находиться в воздухе больше суток — до 30 часов, а управлять им можно с расстояния 250 км. «Черный ястреб» способен летать на высоте 6 км, его максимальная скорость — 235км/ч. Каким вооружением будет обладать беспилотник – пока остается тайной Пока известно, что для начала 33 единицы разместят на 11 базах. Этот тип будет использоваться для отражения территориальных угроз, таких как контрабанда, пиратство и кража природных ресурсов.
Совместный проект Саудовской Аравии и штатов Saker-1B
Также в марте этого года Саудовская Аравия взяла на вооружение летательный аппарат-разведчик Saker-1B, над которым она совместно работала с американской компанией UAVOS с 2010 года.
Размах крыла у Saker-1B, как и у предыдущих моделей, 16 метров. Аппарат летает на высоте до 5 км и без заправки находится в воздухе 24 часа. Главное преимущество в том, что он не требует постоянной связи с землей и может проводить операции в автоматическом режиме. Во время испытаний Saker-1B успешно осуществил автоматический взлет, работу на заданной местности и, наконец, посадку.
Bayraktar TB2
Последние годы в числе лидеров находились ударные турецкие беспилотники, которые успели пройти боевое крещение и совершить ряд авианалетов.
В 2014 году Bayraktar TB2 не было равных по продолжительности полета; он находился на высоте 8 км на протяжении 24,5 часов. Длина корпуса – 6,5 м, размах крыла всего – 12, а максимальная скорость — 220 км/ч. Аппарат мог управляться с расстояния 150 км.
Российский С-70 «Охотник»
Разработка ведется компанией «Сухой» по приказу Министерства обороны РФ с 2012 года. Первый полет беспилотного бомбардировщика С-70 «Охотник» состоялся в 2019 году. Его максимальная взлетная масса составляет 20 тонн! (к примеру, у турецкого Bayraktar TB2 она в районе 700 кг). На данный момент он является одним из самых тяжелых автоматизированных беспилотников в мире.
Если говорить об общих летно-технических характеристиках, его длина составляет 14 метров, размах крыла – 19, болевая нагрузка до 2,8 тонн. Аппарат сможет развивать максимальную скорость в 1400 км/ч и достигать высоты 18 км. Время нахождения в полете неизвестно. Предполагается, что он будет работать в паре с истребителем Су-57.
Кроме того, некоторые эксперты утверждают, что «Охотник» очень похож на американский беспилотник X-47B компании Northrop Grumman.
Block 40 Global Hawk
В ноябре прошлого года страны НАТО приняли на вооружение разведывательные дроны, созданные на базе модели Block 40 Global Hawk той же компании Northrop Grumman. На данный момент – это самый крупный действующий беспилотник.
Они способны находиться в воздухе до 32 часов, достигая высоты в 18,3 км. При транспортировке аппарата в Европу его скорость составляла около 600 км/ч. О точных характеристиках после модификации – не сообщается.
GLUAS
В эту пятницу издание Regnum сообщило о первом запатентованном беспилотнике, которым можно «стрелять» из гранатомета 40-миллиметрового калибра. Разработка принадлежит Исследовательской лаборатории армии США.
Дрон назвали GLUAS (беспилотный летательный аппарат гранатометного запуска). Как можно догадаться, он довольно миниатюрный и может поместиться почти в любой сумке. Дрон предназначен о прежде всего для того, чтобы вести наблюдение. Беспилотником можно управлять в радиусе 2 км с достижением максимальной высоты в 600 метров, нахождение в воздухе – 1 час.
В своей речи с февральской конференции ВВС США Илон Маск призвал пилотов менять свою квалификацию и начать изучать компьютерные технологии:
«Дело не в том, что я хочу, чтобы будущее было таким. Эра истребителей прошла. Будущее — за беспилотниками».