Doom вышел в 1993 году и считается одной из самых значительных и влиятельных видеоигр в истории индустрии. Позже Doom закономерно разросся до знаковой франшизы, а это значит, что за долгую историю накопилось множество удивительных фактов. Со скорым выходом следующей игры серии, давайте рассмотрим несколько интересных моментов, связанных с Doom, о которых вы, возможно, не знали.
Название игры
Название «DOOM» происходит от реплики Тома Круза в фильме «Цвет денег» 1986 года. Действие в фильме происходит в бильярдном зале. Постоянный клиент зала подходит к герою и интересуется, что это за кейс у него в руках. Круз открывает футляр с бильярдным кием и отвечает заветным словом «DOOM!» («Твой Рок!»). После этой фразы он злорадно ухмыляется и обыгрывает соперника под чистую.
В 1999 году один из основателей компании-разработчика id Software Джон Кармак в интервью рассказывал: «Вот так я и представлял себе нас, когда мы представили игру остальной игровой индустрии». А что было дальше — уже история.
Другие названия тоже обсуждались до финального выпуска игры. Например, игра могла называться «Attack of the Attackers» («Атака злоумышленников»), но команда id Software решила, что это название «звучит слишком глупо».
Подземелья, демоны и зловещие мертвецы
Чем вдохновлялись разработчики оригинальной игры? Создание Doom было идеей Джона Кармака, а сама компания id Software была основана еще в 1992 году, тогда же был разработан движок для будущей игры. Но история создания того самого Doom’а началась с одной фэнтезийной настолки, в которую основатели любили поигрывать в то время — Dungeons & Dragons. В фэнтезийном лоре этой настольной ролевки участвовали силы ада, которые вторглись в материальный мир, что и стало основной идеей в Doom.
В интервью изданию TheGuardian Джон Ромеро — один из дизайнеров Doom — поделился воспоминаниями об игровых сессиях в Dungeons & Dragons и как он «становился жадным, пытаясь достать волшебный меч, из-за чего демоны наводнили весь мир». Дизайн монстров в игре также частично вдохновлен культовой настольной игрой.
В том же интервью Джон Кармак рассказал, что продюсеры игры увидели в Doom гибрид научной фантастики Джеймса Кэмерона «Чужие» и культового фильма ужасов Сэма Райми «Зловещие Мертвецы», в котором персонажи случайно вызывают, а затем жестоко сражаются с ужасной нежитью. Команда разработчиков даже включила в игру бензопилы и дробовики, любимое оружие главного героя фильма.
Кадр из фильма «Зловещие Мертвецы». Фото: afisha.ru
WinDOOM 95
В 1995 году, уже после выпуска Doom, игра работала на большем количестве компьютеров, чем вышедшая в этот год Windows 95 — новейшая на то время операционная система от Microsoft.
По оценке одного из бывших продюсеров Microsoft до какого-то момента DOOM был установлен на большем количестве ПК, чем Windows. Этого продюсера кстати зовут Гейб Ньюэлл — именно тот, что основал Valve, магазин игр Steam и многое другое. Система особо не пользовалась популярностью среди разработчиков игр и Ньюэлл очень хотел это исправить, выпустив Doom для Windows 95. Так и появился порт DOOM95. После этого игры для Windows стали разрабатывать более активно, сама ОС стала популярна по всему миру.
Фото: youtube.com
Оригинальный Doom можно считать инди-игрой
На момент выхода Doom была технически сложной игрой. Детализированные уровни, механика стрельбы и разнообразие демонических противников были созданы командой из 15 человек. В ранние годы игровой индустрии команда такого размера не была чем-то необычным, но это означало, что у каждого участника было гораздо больше работы. Про многомиллионные бюджеты не было и речи. Почти каждую игру того времени можно сравнить с тем, что сейчас называют инди-играми и Doom не исключение.
Примечательно, что у команды тогда был небольшой офис рядом с кабинетом стоматолога. Постоянное жужжание бормашины было настолько громким, что разработчикам приходилось включать музыку на полную, чтобы заглушить шум. Возможно это как-то повлияло на команду и саму игру, особенно на образ какодемонов с их жуткими зубами.
Фото: gamingrebellion.com
Звуки из игры разошлись по различным медиа
В дополнение к экранным крикам в «Друзьях», «Симпсонах», Stargate SG-1 и «Докторе Кто», следы Doom были обнаружены в большом количестве телевизионных шоу и фильмов благодаря популярной галерее звуковых эффектов, из которой разработчики брали звуки для своей игры.
Sound Ideas — канадская компания, собравшая за многие годы огромную библиотеку звуковых эффектов. Ими пользуются в кино, на телевидении и в видеоиграх. Именно поэтому можно услышать знакомые звуки из Doom в других проектах.
Например, звук, издаваемый дверями в Doom можно часто услышать в фильмах. А вой умирающих импов, часто сравниваемый со звуками больных верблюдов, можно даже встретить в фильме 1962 года — «Лоуренс Аравийский».
Смотрите с 44:51
Игрушечное оружие
Возможно, еще более удивительным является тот факт, что многое из знакового оружия в игре было основано на игрушках. Для пистолета и дробовика компания id Software нашла игрушечные аналоги. Разработчики просто сняли оранжевую защитную крышку с конца ствола и оцифровали их для использования в игре.
Что касается другого оружия, которое в реальной жизни не встретишь, команда модифицировала конструкции из других игрушечных пистолетов и даже несколько раз проявила творческий подход — например, модель BFG была сделана с использованием фотографии части игрушечного пистолета и обработана методом создания зеркальной копии.
Фото: youtube.com
Doom укрепил жанр шутеров от первого лица
Многие считают, что Doom — это первый настоящий шутер от первого лица (FPS). После его выхода подобные игры (многие из которых копируют различные элементы Doom) просто назывались «клонами Doom», пока не появились проекты, вроде Half-Life, Duke Nukem 3D и другие, которые расширили жанр новыми элементами в конце 90-х годов.
Несмотря на то, что жанр существует с 1973 года, именно Doom считается самым главным FPS из когда-либо созданных. Его популярность была причиной того, что он повлиял не только на шутеры, но и на всю индустрию игр. Благодаря Doom многие другие компании начали разрабатывать шутеры от первого лица, используя его движок.
Фото: twitter.com
Также компания id Software в 1993 году отличилась способом распространения игры. Первый набор уровней был доступен для бесплатной загрузки, но остальная часть игры уже стоила денег. Игроки отправляли средства в компанию id Software, чтобы получить остальные файлы. Сегодня это называется эпизодической структурой выпуска игры.