Команда специалистов из Университета Южной Калифорнии разработала робота-учителя для детей, страдающих аутизмом. При помощи машинного обучения робот приспосабливает свои уроки под изменчивые потребности каждого ребенка.
Фото: cs.usc.edu
В течение месяца 60-сантиметровый зеленый робот-помощник по имени Киви работал с 17 больными аутизмом детьми. В ходе уроков дети выполняли игровые математические задания на тему космоса на своих планшетах, при этом Киви инструктировал детей, поощряя их в случае верного ответа и давая советы при неверных решениях. По мере продвижения уроков сложность заданий и рекомендации Киви адаптировались под индивидуальные потребности детей. К концу месяца у всех детей наблюдалось повышение математических навыков, а у 92% детей улучшились также социальные навыки.
Для определения уровня вовлеченности каждого ребенка авторы исследования проанализировали большое количество различных данных, в том числе взгляды детей, положение головы, интонацию и выполнение заданий. В результате специалисты пришли к выводу, что робот способен определить степень участия ребенка с точностью в 90%.
Наукой доказано, что роботы могут помогать страдающим аутизмом детям повышать их образовательные и социальные навыки. Однако этого можно достичь, только если роботы реагируют на индивидуальное поведение ребенка, на что большинство существующих систем не способны.
«В настоящей обучающей среде учитель узнает что-то о ребенке, а ребенок узнает что-то от учителя, — объясняет руководитель исследования, студент Шомик Джейн (Shomik Jain), — это двусторонний процесс и он отсутствует в существующих роботизированных системах. Наше исследование нацелено на то, чтобы сделать роботов умнее, научив их понимать поведение детей и реагировать на него в режиме реального времени».
В то же время, хотя применение роботов может оказаться более доступным, чем услуги специалистов-людей, некоторые специалисты считают, что использование роботизированных систем может представлять риск.
«Методы ИИ не могут и не должны использоваться в качестве более дешевой замены лечения, предоставляемого врачами-людьми, — заявила в прошлом году профессор в области медицины Мюнхенского технического университета Алена Бикс (Alena Buyx).
Авторы исследования подчеркивают, что роботы направлены на то, чтобы дополнять действия людей, а не заменять их.
«Специалисты-люди очень важны, однако не все семьи могут себе их позволить, — говорит участник исследования Катрик Махаджан (Kartik Mahajan), — именно здесь могут оказаться полезными социальные роботы-помощники».