Лиза Фельдман Барретт, профессор Северо-Восточного университета Бостона, нейробиолог, и один из ведущих в мире экспертов по психологии эмоций, утверждает, что ИИ-системы, которые крупные компании используют для «чтения» выражения лица, основаны на устаревшей науке и ненадежны. Выражение эмоций различаются в зависимости от культуры, поэтому такие системы могут дискриминировать определенные группы людей.
Фото: theguardian.com
В октябре 2019 года Unilever заявила, что компания сэкономила 100 000 часов найма сотрудников, разработав программное обеспечение для анализа видеоинтервью. Компания HireVue с помощью системы ИИ сканирует выражения лица кандидатов, язык тела и выбор слов и сопоставляет их с признаками, которые считаются связанными с успехом на работе. ЕС тестировал систему, основанную на чтении эмоций, в попытках выявить нелегальных мигрантов, но она уже подвергалась критике.
«Исходя из опубликованных научных данных, мы считаем, что такие технологии не должны использоваться для принятия важных решений о жизни людей», — говорит Фельдман Барретт.
Идея универсальности выражений лица для различных эмоций стала популярна в 1960-х годах после эксперимента американского психолога Пола Экмана в Папуа-Новой Гвинее. Члены изолированного племени дали аналогичные ответы, когда их попросили сопоставить фотографии людей с выражением лица по различным сценариям. Однако в разных культурах, а иногда и внутри них, люди выражают эмоции по-разному.
Фото: theguardian.com
«Например, в западных культурах люди хмурятся только около 30% случаев, когда они злятся», — говорит Фельдман Барретт. «Люди также часто хмурятся, когда сильно концентрируются или слышат плохую шутку».
По ее словам, выражение, которое по идее универсально для страха, означает угрозу или гнев в Малайзии. Проводились и другие исследования, показывающие различия в выражении эмоций для разных культур и даже людей одних этнических групп.