20 февраля Госдума рассмотрит разработанный в Татарстане проект закона «Об инновационных транспортных средствах», который регламентирует передвижение беспилотных автомобилей по дорогам общего пользования.
Сегодня в стране разрешено перемещаться на дорогах 97 беспилотным автомобилям: за исключением одного Hyundai Solaris от Московского автодорожного института весь остальной транспорт принадлежит Яндексу.
Согласно установленным нормам, существует пять уровней беспилотных систем: от простейших предупреждений о сходе полосы до полной автономии без участия водителя. В России беспилотники ограничиваются четвертым уровнем. Предложенный законопроект подразумевает появление на дорогах транспорта последнего уровня.
Фото: cdn.forbes.ru
Сейчас в России, чтобы сесть за руль беспилотника, помимо стандартных водительских прав необходимо получить дополнительный документ на доступ к управлению беспилотным авто. Кроме этого, для такой машины нужна специальная разметка, адаптированные дорожные знаки и парковочные места, на введение которых потребуется некоторое время. Авторы проекта полагают, что закон начнет действовать к 2024 году после проведенной модернизации.
Однако текст предложенного проекта вызывает вопросы. Во-первых, он противоречит техническому регламенту о безопасности и в некоторых моментах повторяет действующее постановление правительства. Во-вторых, остаются проблемы со страхованием беспилотного транспорта: не ясно, на ком будет вина в случае аварии. Несмотря на противоречия и необходимость доработки, инициатива порождает общественный интерес и поддержку.