Пассивное обучение во время сна – мечта многих людей. Благоприятное влияние некоторых запахов на эффективность процесса обучения уже было доказано специалистами лаборатории сна. Однако ученые Фрайбургского университета в Германии подтвердили, что этого эффекта можно легко достичь за пределами лаборатории.
Фото: sonoved.ru
В ходе исследования ученики двух классов изучили английские слова, делая это с использованием ароматических палочек и без них, во время уроков и во сне. При этом оказалось, что материал запоминался гораздо лучше, когда присутствовал запах. Исследование было опубликовано 27 января в журнале Scientific Reports .
«Мы продемонстрировали, что благоприятный эффект запахов очень хорошо работает в повседневной жизни и может использоваться целенаправленно», – рассказал руководитель проекта, ученый Юрген Корнмир (Jürgen Kornmeier).
В ходе исследования было проведено несколько экспериментов, в которых участвовали 54 ученика их двух классов одной из школ на юге Германии. По просьбе ученых юные участники исследования использовали ароматические палочки с ароматом розы, помещая их на стол во время подготовки домашних заданий и рядом с кроватью во время сна. В ходе другого эксперимента ароматические палочки помещались на стол во время проверки изученного материала в школе. После этого результаты проверки сравнили с результатами учеников, не использовавших ароматические палочки.
«Ученики продемонстрировали значительное повышение эффективности обучения примерно на 30% при использовании ароматических палочек во время обучения и сна», — рассказала преподаватель Франциска Ньюманн (Franziska Neumann).
Фото: medicalxpress.сom
Кроме того, результаты показали, что дополнительное использование ароматических палочек во время проверки материала обостряет память.
«Одним из главных открытий стало то, что запах также работает ночью, – отметил Корнмир, – это делает открытия подходящими для повседневного использования».
Дело в том, что предыдущие исследования в этой области предполагали, что для эффективности обучения запах должен присутствовать только во время определенной, особенно чувствительной фазы сна. Однако, поскольку определить такую фазу можно только в лабораторных условиях при помощи сложных измерений деятельности мозга, результаты открытия не подходили для использования в повседневной жизни.
«Наше исследование демонстрирует, что мы можем сделать обучение во время сна проще. И кто бы мог подумать, что помочь этому может наш нос», — говорит Корнмир.
Выборка, врочем, пока не очень большая. В исследовании также не описывается контрольная группа, поэтому работа в этом направлении будет вестись еще длительное время, а ученые могут прийти к полярным результатам.