Киборги среди нас. Они чувствуют локтями землетрясения, играют на барабанах в три палочки и «слушают» цвет. Несколько историй о людях, сроднившихся с техникой.
Одна рука, три барабанные палочки
Джейсон Барнс, будучи еще подростком, мечтал стать барабанщиком. Однако в 22 года, накануне своего прослушивания в Институте музыки и медиа в Атланте, он пережил несчастный случай на производстве, из-за которого лишился руки.
Тогда парню на помощь пришли специалисты из Центра музыкальных технологий Georgia Tech. Они создали уникальный протез из двух палочек. Одна контролируется с помощью датчика на бицепсе, а другая подстраивается и импровизирует с помощью искусственного интеллекта (для этого протез подключается еще к двум компьютерам), определяющего ритм и темп музыки. Вместе они могут выдать 40 ударов в секунду. Получается уникальная музыка нового века.
Флешка, которая всегда с тобой
Свято место пусто не бывает. Видимо, именно так решил программист из Финляндии Джерри Джалава после того, как пережил аварию, врезавшись в оленя на мотоцикле. Мужчине пришлось ампутировать безымянный палец. Он решил имитировать эту частичку себя не просто как бесполезный бесчувственный отросток, но с пользой, сделав протез с флешкой на 2 Гб памяти.
Теперь, чтобы обменяться цифровыми данными, ему достаточно просто отогнуть кончик пальца или снять протез.
Красный — как Моцарт
Одним из самых известных киборгов современности является родившийся с тяжелой формой дальтонизма Нил Харбиссон. В 2003 году он был первым человеком, который решился на кибер-вмешательство в свой организм — вживил в заднюю часть головы чип и вывел из него на лоб своеобразный «третий глаз». Будучи довольно музыкальным парнем, с помощью этой технологии Нил научился слышать цвет.
Подробности он рассказал в своем выступлении на TED. Сенсорный датчик на лбу фиксирует частоту цвета. Чип в голове преобразовывает его в звук, а костная проводимость черепа доводит эти частоты до слуха. Например, красный спектр звучит примерно как музыка Моцарта, а зеленый ближе к телефонному звонку.
Кино, сделанное глазом
Режиссер Роб Спенсер тоже пережил драматичный несчастный случай. В девятилетнем возрасте он повредил себе глаз вследствие неосторожного обращения с оружием. Спустя годы, Роб заменил свой глаз на глазную камеру. Она может записывать до 30 минут видео на одном заряде аккумулятора. С тех пор режиссер включает в свои фильмы кадры, отснятые на глаз.
Картинки в голове
Еще дальше пошел Йенс Науманн, потерявший глаза в связи с ранением осколками в аварии. Он обошел органы зрения камерой, подключающейся к мозгу напрямую. Электроды активировали в голове ту часть, которая отвечает за зрение, в виде точечных вспышек света. Формировалось такое своеобразное световое табло в мозгу, сравнимое с телеком и названное точечно-матричным типом видения.
Правда, через пару недель система вышла из строя, а вскоре умер и ее создатель, не оставив после себя никаких инструкций или даже наработок. Так Йенс ослеп во второй раз.
И землетрясения в локте
А вот основательница организации Cyborg Foundation, Мун Рибас, решилась на модификации исключительно из любви к искусству. В свой локоть она вживила чип, улавливающий сейсмическую активность по всему миру. Например, если землетрясение происходит в Калифорнии, она сможет почувствовать его на другой стороне планеты. Протез также помогает девушке улавливать вибрации в танце — это ее главное увлечение. Также Мун установила датчики на затылок. Они оповещают ее о приближении других танцоров сзади или сбоку.
Конечно, на внедрение инородных частей в свое тело из любви к искусству или экспериментам пока решаются немногие. Сейчас кибернизация это, скорее, просто способ вернуть себе обычные человеческие возможности. Самым продвинутым на сегодня киборгом стал ученый Скотт-Морган, о котором мы писали недавно. Он заменил практически все системы в своем организме. Это не сделало его сверхчеловеком, но кажется, позволило сделать жизнь качественнее и дольше.