Машины с автопилотом на борту уже давно тестируются разработчиками на обычных муниципальных дорогах ряда стран, разделяя автотрассы с обычными автомобилями, за рулём которых сидят водители. Искусственный интеллект, по всей видимости, склонен считать, что все водители за рулём ведут себя одинаково предсказуемо и рационально, но это не всегда так.
Этот вопрос подняли исследователи из Лаборатории информатики и искусственного интеллекта Массачусетского технологического института (CSAIL), которых тоже заинтересовал вопрос о том, как самоходный автомобиль может предсказывать поведение других водителей на дороге. Чтобы предугадывать поведение остальных участников дорожного движения, искусственный интеллект должен сам обладать определённой степенью социального сознания. Естественно, алгоритм им не обладает, да и обучить его этому довольно сложно, поэтому исследователи из MIT прибегли к помощи инструментов социальной психологии, стараясь научить искусственный интеллект распознавать различные типы человеческого поведения за рулём.
Во время обучения система следила за поведением водителей благодаря чему со временем смогла лучше прогнозировать движения других автомобилей при слиянии полос или при появлении незащищенных поворотов налево. Точность предвидения поведения водителей улучшилась в среднем на 25 процентов.
Однако, несмотря на успехи, исследователи из MIT планируют провести ещё ряд тестов, прежде чем внедрять свои наработки в автоматические системы управления транспортом, функционирующие на реальных дорогах. Например, команда MIT планирует обучить автопилот взаимодействовать и с другими участниками дорожного движения: пешеходами, велосипедистами и другими роботизированными системами.
Способность определять тип поведения водителей и других участников движения очень важна для безопасности, в условиях, когда на дороге находятся как обычные водители, так и управляемые алгоритмом автономного вождения транспортные средства. О необходимости обучить ИИ тонкостям поведения на дороге свидетельствуют немногочисленные, но уже имеющие место аварии с участием машин, оборудованных автономными системами вождения.
Одним из последних громких ДТП стало столкновение такси Uber с автопилотом, за рулём которой сидел водитель-контролёр. Из-за того, что ни он, ни система автономного вождения не смогли вовремя распознать женщину, переходившую дорогу в неположенном месте, автомобиль сбил её насмерть. Сейчас сложно сказать, кто именно виноват в трагедии: сама женщина, водитель, основная задача которого состояла в том, чтобы корректировать действия автопилота, автопилот или компания-разработчик. Пока следственные органы ведут расследование. Тем не менее, подобные ситуации далеко не редкость.
Беспилотные автомобили начали ездить и по российским дорогам, но как проблему взаимодействия с другими водителями и пешеходами будут решать разработчики из компании Яндекс, пока не ясно. Учитывая, что в нашей стране пешеходы и другие водители также склонны периодически нарушать правила дорожного движения, можно предположить, что без должных инструкций машины на автопилоте будут частыми участниками сводок ДТП. Пока же известно лишь об одном случае столкновения российского такси с автопилотом и другого автомобиля. К счастью, на обошлось без жертв. Водителя, который должен был следить за действиями автопилота, отстранили от работы.