Фирма, возглавляемая британским изобретателем сэром Джеймсом Дайсоном, заявила, что ее инженеры разработали «фантастический электромобиль», но он его на дорогах никто не увидит потому, что проект «коммерчески нежизнеспособен».
В электронном письме, разосланном всем сотрудникам, Дайсон написал, что компания безуспешно пыталась найти покупателя для проекта.
Руководство Dyson планировало инвестировать более 2 миллиардов фунтов стерлингов в разработку «инновационного и отличного» электромобиля. Проект был запущен в 2016 году, и автомобиль предназначался для немассового сегмента рынка. Планировалось, что половина этой суммы пойдет на разработку конструкции автомобиля, а вторая часть — на аккумуляторную батарею. В октябре 2018 года компания рассказала о планах по сборке автомобиля на новом заводе в Сингапуре. Руководство обещало, что строительство завода будет закончено уже через год, а первые машины сойдут с конвейера в 2021 году.
Дайсон хотел сделать что-то революционное, и при этом держать продажи на высоком уровне. Этого не получилось.
Продажи электромобилей растут из года в год. Тем не менее, они все еще стоят дороже автомобилей с бензиновым двигателем, и приносят гораздо меньшую прибыль – если она вообще есть. Крупные автопроизводители — например, Volvo или Volkswagen — могут вкладывать миллиарды долларов в производство электромобилей в надежде, что большой спрос потихоньку сделает технологию более дешевой и принесет прибыль. Даже компания Tesla, пионер электромобилестроения, вложила в производство огромные суммы и была вынуждена объясняться с инвесторами.
Дайсон пришел к выводу, что он просто не может позволить себе игры в большой бизнес — хотя его работы по развитию технологии батарей будут продолжаться.
Компания также планировала инвестировать 200 миллионов фунтов стерлингов в полигон для испытательных работ. Большая часть этих денег была освоена, и Дайсон сказал, что полигон будет использоваться других проектов, а все оставшиеся деньги пойдут на разработку других продуктов и технологии аккумуляторов.
Заместитель директора Сингапурского совета по экономическому развитию Тан Конг Хви сказал, что Китай сохранит ведущее положении в планах компании.
«Поскольку решение Dyson было принято на ранней стадии производства, оно окажет минимальное влияние на персонал в Сингапуре», — сказал он.
Разработка первых автомобилей уже была завершена, велись испытания. Но в электронном письме в четверг сэр Джеймс Дайсон сообщил, что компания сворачивает все работы над электромобилем и в Великобритании, и в Сингапуре. Над проектом работало 523 человека, 500 из них были в Великобритании, и сэр глава Dyson похвалил команду за «огромные» достижения.
«Это не провал продукта или работы команды. Новость будет для них действительно тяжелой», — написал сэр Джеймс.
Но он отметил: «Мы очень старались на протяжении всего процесса разработки, мы просто больше не знаем, как сделать проект коммерчески жизнеспособным. Автомобильная команда Dyson создала фантастический автомобиль; люди работали профессионально и красиво, оставаясь верными нашей философии».
Компания попытается устроить работников в своем главном подразделении, которое производит пылесосы, вентиляторы и фены. Джеймс Дайсон пообещал, что компания продолжит все работы над аккумуляторной технологией, которая использовалась в автомобиле.
«Наша батарея принесет пользу Dyson и поможет нам в новых перспективных направлениях. Вся наша инвестиционная политика сохраняется, и мы будем укреплять свои позиции в Великобритании и в Сингапуре», — сказал он. — «Это не первый и не последний наш проект, над которым приходится сворачивать работы».