Представьте мир, в котором не требуется иметь мощное и дорогое железо, чтобы наслаждаться самыми свежими AAA-релизами. Мир, в котором для начала игры достаточно открыть браузер, без утомительных долгих загрузок. Все это может стать реальностью в ближайшие полгода-год, если облачный игровой сервис Stadia получится таким, как нам обещали.
Этот проект был анонсирован в марте на конференции для игровых разработчиков GDC 2019 в Сан-Франциско. Затем, спустя 3 месяца молчания, Google провела 15-минутную презентацию в ходе июньской выставки E3, где вице-президент Google Фил Харрисон, руководящий командой разработчиков Stadia, поведал нам о стоимости подписки на новый сервис и требованиях к скорости подключения. Google пообещала, что на старте Stadia будет поддерживаться десктопными компьютерами, телевизорами с Android TV, лэптопами, планшетами и смартфонами – правда, в последнем случае речь идет только об устройствах линейки Pixel. На всех совместимых платформах не будет необходимости докупать какую-либо аппаратуру, поскольку обработка данных будут производиться на удаленных серверах, а к вам будет приходить отрендеренное изображение.
Кстати, пару слов о вычислительных центрах: по словам, компании, у каждого пользователя будет в распоряжении 10.7 Тфлопс, что больше производительности PS4 Pro и Xbox One X вместе взятых.
Блиц
Что это? Большой шаг Google в сторону игровой индустрии, своеобразный ‘Netflix для игр’, способный на равных конкурировать с консолями следующего поколения.
Когда? В некоторых регионах Stadia запустится в ноябре 2019, среди них – Западная и Северная Европа, США, Австралия, Южная Америка и некоторые азиатские государства, а из доступных языков можно будет выбрать английский, немецкий, французский и японский. России в списке стран “первой волны” нет.
Цена вопроса? $9.99/£8.99 в месяц
Насколько быстрое соединение потребуется? 35 Мбит для полноценного 4K с HDR при 60 кадрах в секунду.
Как работает Google Stadia
Пожалуй, лучшее в этом сервисе то, что для работы с ним вам необходим лишь быстрый Интернет и Google Chrome последней версии. Чтобы начать играть необходимо просто открыть новую вкладку и перейти на домашнюю страницу Stadia.com или найти на YouTube видео об интересующей вас игре. Первым делом, Google проверит скорость подключения, задержку и потери при передаче данных между вашим компьютером и серверами. Для нормальной работы сервиса в 720p потребуется минимум 10 Мбит/с.
В прошлом октябре был запущен неофициальный бета-тест сервиса под названием Project Stream (естественно, о Stadia тогда никто и не упоминал, видимо, маркетологи решили выбрать для этого проекта более благозвучное имя). С Project Stream можно было поиграть в Assassin’s Creed: Odyssey прямо во вкладке браузера, а в полноэкранном режиме геймплей был неотличим от такового на консоли или PC, за исключением отсутствия настроек качества графики. В Stadia все будет точно также — вы жмете на кнопки, а информация об этих нажатиях отправляется на сервер.
Кстати, о кнопках: Stadia будет совместима как с вашими старыми устройствами ввода, так и с официальным контроллером за $89, который напрямую подключается к облаку, тем самым сокращая задержки при низкой пропускной способности; кроме этого, данный аксессуар будет оснащен специальной кнопкой Google Assistant, позволяющей быстро вызвать виртуального помощника, готового рассказать ту или иную информацию об игре, в которой вы находитесь.
Stadia будет совместима и с USB-донглом Google Chromecast Ultra, готовым превратить любой телевизор в мощное игровое решение.
Какие игры будут доступны на Stadia
Окончательный список тайтлов для долгожданного стримингового сервиса еще не был сформирован, но по предварительной информации ассортимент у Stadia будет довольно впечатляющим. Судя по всему, Google пришлось хорошо постараться, чтобы заманить под свое крыло как можно больше издателей, поскольку стартовую линейку можно назвать одной из самых богатых за всю историю игровой индустрии. На данный момент Google подтвердила наличие:
- Assassin’s Creed Odyssey
- Borderlands 3
- Baldur’s Gate 3
- The Crew 2
- Darksiders Genesis
- Destiny 2
- Doom
- Doom Eternal
- Dragon Ball Xenoverse
- The Elder Scrolls Online
- Farming Simulator 19
- Final Fantasy 15
- Football Manager
- Get Packed
- GRID
- Gylt
- Just Dance
- Metro Exodus
- Mortal Kombat 11
- NBA 2K
- Power Rangers: Battle for the Grid
- Rage 2
- Rise of the Tomb Raider
- Samurai Showdown
- Shadow of the Tomb Raider
- Tom Clancy’s Ghost Recon Breakpoint
- Tom Clancy’s The Division 2
- Tomb Raider Definitive Edition
- Thumper
- Trials Rising
- Wolfenstein: Youngblood
Когда в разговоре с изданием Eurogamer Фила Харрисона спросили о наличии платных игр в сервисе, он ответил, что даже необходимость оплачивать высокоскоростной Интернет-тариф и подписку на Stadia “не может перевесить ценность возможности играть на любом устройстве и в любом месте”.
Вице-президент Google также добавил: “Теоретически, версия игры для Stadia будет самой продвинутой с точки зрения возможностей игрового движка”.
Оказывается, Stadia заработает не на всех компьютерах. Или нет?
Казалось бы, из-за того, что все вычисления происходят в облаке, от клиентской машины ничего кроме браузера Chrome и стабильного подключения к Сети не нужно. Однако, во время прошлогоднего бета-теста Google выпустила перечень минимальных спецификаций. Для 1080p-разрешения и 60 fps он выглядит следующим образом:
Операционная система: Windows 7 SP1, Windows 8.1, Windows 10 (только 64-битные версии)
Процессор: AMD FX-8350 4.0 GHz, Ryzen 5 — 1400, Intel Core i7-3770 3.5 GHz
Видео: AMD Radeon R9 290 или NVIDIA GeForce GTX 970
Memory: 8GB RAM
Встроенная память: 46 Гб свободного пространства на жестком диске
DirectX: DirectX June 2010 Redistributable
Аудио: звуковая карта, поддерживающая DirectX 9.0c
Тем, кто захочет поиграть в супердетализированном 4K при 30 fps, придется подготовить от 16 Гб оперативки и более мощный процессор уровня AMD Ryzen 1700x/intel Core i7 7700 и видеокарту AMD Vega 64 или Nvidia GeForce GTX 1080. Да, на первый взгляд все это выглядит весьма печально, но это были требования для тестеров Project Stream – по словам сторонних разработчиков, у Stadia будут куда более скромные аппетиты. К примеру, Марти Стрэттон из студии id Software, ответственной за грядущий Doom Eternal, рассказал, что их команде потребовалось всего несколько недель, чтобы портировать новый Doom на платформу Google, однако даже за такой небольшой срок им удалось заставить игру работать в разрешении 3840 x 2160 с HDR и 60 fps.
При этом, большинство пользователей, успевших испытать Project Stream, отмечают, что несмотря на вышеописанные требования к оборудованию, сервис прекрасно работал и на бюджетных ПК, и на Chromebook пятилетней давности – поэтому можно смело утверждать, что Google составляла этот набор спецификаций с ощутимым запасом на будущее, либо же на тот момент Корпорация Добра не была полностью уверена в количестве и производительности серверов для Stadia.
Будут ли nextgen-игры запускаться на мобильных устройствах?
Да! Конечно, если ваш смартфон не относится к линейке Pixel, придется немного подождать. Конечно, с одной стороны, это не совсем справедливо для владельцев не-Pixel-девайсов, но с другой все вполне очевидно: Google проще и дешевле оптимизировать софт только под свои девайсы, чем сразу под весь фрагментированный Android-рынок с сотнями различных моделей. К тому же, это может подстегнуть продажи смартфонов Pixel, четвертое поколение которых поступит в продажу аккурат перед запуском Stadia.
Что случится при разрыве подключения?
По словам представителей Google, Stadia, в случае неожиданной потери соединения образ игры останется активным на сервере в течение нескольких минут, поэтому если вы сразу восстановите подключение и перезапустите нужную игру, то вернетесь в то место, на котором остановились. Если же замешкаетесь и не успеете открыть игру — Google закроет вашу игру и в следующий раз вы продолжите с последнего чекпоинта. Также говорится о том, что при ухудшении сигнала Stadia будет автоматически снижать разрешение и качество графики, чтобы предотвратить разрыв соединения.
Как и когда Stadia заработает в России?
Этого никто не знает. Единственное, что известно по поводу расширения географии работы сервиса – оно случится в 2020 году. На старте в ноябре воспользоваться Stadia смогут жители Канады, США, Бразилии, Мексики, Пуэрто-Рико, Австралии, Гонконга, Индии, Индонезии, Японии, Южной Кореи, Малайзии, Новой Зеландии, Филиппин, Сингапура, Тайваня, Таиланда, Австрии, Бельгии, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Ирландии, Италии, Нидерландов, Норвегии, Португалии, Великобритании, Испании, Швеции и Швейцарии. Конечная карта распространения Stadia должна выглядеть как-то так:
Помимо всего прочего, неясен вопрос с реакцией провайдеров на резкий скачок трафика после запуска Stadia, ведь игра в FullHD-разрешении “скушает” 1 Тб данных за 113 часов, а в 4K – всего за 65 часов. Допустим, в нашей стране с тарифами на Интернет все хорошо, но во многих вышеперечисленных государствах 1 Тб составляет треть, а то и половину от месячного лимита. Возможно, операторы пойдут на уступки и увеличат ограничения на количество передаваемых/принимаемых данных (как было, например, во время массовой популяризации онлайн-видео), но надеяться на это особо не стоит – по крайней мере, в ближайшие 1-2 года, пока не модернизируют нынешнюю Сетевую инфраструктуру.