Выход новой консоли PlayStation уже не за горами, и она станет производительнее, быстрее и лучше всех предыдущих поколений PlayStation вместе взятых. Будет ли новинка называться PlayStation 5, New PlayStation, просто PS5 либо как-то еще – неважно, сейчас об этом можно только догадываться – главное, теперь мы точно знаем, что работа над приставкой в полном разгаре.
Марк Церни, главный архитектор следующей PlayStation, в апреле этого года рассказал, что Sony готовит преемника PS4 Slim и PS4 Pro, а также приоткрыл завесу тайны над техническими характеристиками. PS5 по-прежнему будет работать с физическими дисками, но, учитывая отсутствие точной информации о спецификациях и о том, как ответит Microsoft своим стриминговым сервисом, журналисты и разработчики пока находятся в неведении, с каким именно типом носителей будет совместима новая консоль японцев.
В то время как Microsoft активно форсит свою игровую машину – Xbox Scarlett, которая поступит в продажу в конце 2020 — Sony предприняла важный стратегический ход, пропустив июньскую выставку E3 2019, сохраняя молчание даже на фоне громких заявлений конкурента. Но, чем ближе дата релиза, тем тяжелее Sony удержать в тайне информацию о технических характеристиках PS5, новых функциях и названиях тайтлов из стартовой линейки.
Оснащение — что мы знаем наверняка
На данный момент со 100% точностью известно, что в PlayStation 5 будут использоваться кастомный восьмиядерный чипсет AMD, построенный на базе архитектуры Ryzen третьего поколения с 7-нанометровой микроархитектурой Zen 2 и графической подсистемой Radeon Navi; SSD-накопитель, оптимизированный под игровые задачи; усовершенствованная звуковая плата; обратная совместимость с шлемом PSVR и играми для PS4; поддержка 8K-разрешения. Все эти детали поведал вышеупомянутый Марк Церни, отвечавший за создание PS4, а теперь возглавляющий разработку “пятерки”.
Несмотря на то, что внешний вид консоли остается загадкой, ее железо и возможности данного железа весьма очевидны. В первую очередь, это поддержка чипом AMD технологии трассировки лучей, которая должна вывести уровень погружения в играх на новый уровень, сделав графику неотличимой от голливудских CGI-роликов.
Работа с 8K-телевизорами означает появление гораздо более детализированных и тяжеловесных текстур, а изготовленный на заказ SSD обеспечит быструю подгрузку этих текстур и даже избавит от утомительных экранов ожидания при переходе между уровнями и сценами. Предполагается, что система будет работать в 19 (!) раз быстрее.
По словам Церни, звук в PS5 задаст практически недосягаемую планку иммерсивности для будущих игровых консолей, поскольку Sony разработала новый аудиодвижок, который создает потрясающе качественную звуковую картину, особенно при игре в наушниках.
Помимо всего прочего, новая PlayStation улучшит визуальную составляющую облачных игр, и позволит забыть о раздражающих задержках в динамичных мультиплеерных проектах – например, в файтингах. В заявлении, разосланном после майской презентации, Sony делает акцент на двух ключевых словах, описывающих PS5 – “погружение” и “плавность”, оба этих качества будут достигаться за счет “прироста вычислительной мощности и сверхбыстрого настраиваемого широкополосного твердотельного накопителя”. Компания также подчеркнула важность своих планов по стримингу игр с помощью апгрейда сервисов PlayStation Now и Remote Play. Remote Play уже входит в стандартный функционал PS4, но японцы заявляют, что в будущем они “еще сильнее повысят производительность RP и PlayStation Now с помощью сетей 5G и новейших вычислительных и потоковых технологий».
Sony наглядно продемонстрировала эффект от установки SSD, когда показала на большом экране сравнение скорости загрузки достаточно сложной локации из нового Spider-Man на PS4 Pro и на новой консоли, и хотя, судя по всему, это было то же самое демо, что показывал нам Марк Церни в апреле, публика в очередной раз удивилась потрясающей плавности картинки PlayStation 5. Кроме того, на этом мероприятии Sony рассказала несколько деталей, касающихся CPU консоли, и, что важнее, объявила о неожиданном партнерстве со своим основным конкурентом – Microsoft. Sony пошла на столь рискованный шаг из-за отсутствия собственной облачной инфраструктуры, необходимой для стабильной работы PlayStation Now на новых консолях у десятков миллионов пользователей одновременно. Было сказано пару слов и про обратную совместимость: по словам компании, на новой консоли вы сможете без проблем играть в онлайне с владельцами PS4.
Дата выхода
Пока нет официальной информации о сроках появления PlayStation 5 на полках магазинов, однако большинство крупных аналитических агентств сходятся во мнении, что до конца 2019 выхода PS5 явно ждать не стоит, это случится либо в 2020, либо в 2021.
26 апреля техножурналист Такахижи Мочизуки раскрыл подробности расшифровки телефонного разговора сотрудников Sony, в котором говорилось, что “PlayStation следующего поколения в ближайшие 12 месяцев запущена не будет”.
Это означает, что консоль пропустит оставшуюся половину 2019 года и первую половину 2020 – то есть, самый прибыльный для производителей электроники период рождественских распродаж, поэтому релиз новой PlayStation в конце 2020 года выглядит наиболее вероятным вариантом.
Гонка технологий
Хотя мы с нетерпением ждем новостей, касающихся PS5, нельзя винить Sony за то, что она потратила несколько лет, выжимая все соки из актуальной PS4 Pro, особенно учитывая огромное и дружное комьюнити этой платформы. В конце концов, PS4 Pro все еще относительно свежая консоль, а конкурирующая Xbox One X — и того новее. Судя по всему, Microsoft выпустит новую консоль раньше Sony и это даст ей некие преимущества на старте, однако более длительный срок разработки может сделать PS5 более качественным продуктом в долгосрочной перспективе, как это уже было в случае с Xbox 360 (2005) и PlayStation 3 (2006).
Помимо следующего Xbox, серьезным соперником для PS5 выступит стремительно приближающийся стриминговый сервис Google Stadia, и тут появляется достаточно интересный момент: с одной стороны, все понимают, что ближайшем будущем потоковое вещание в игровой индустрии станет мейнстримом (напомним, Microsoft уже анонсировала создание собственного сервиса Project xCloud, а патент аналогичного решения от Sony недавно утек в Сеть), поэтому Google вряд ли стоит рассчитывать на безоговорочную монополию на этом рынке.
С другой стороны, Google мастерски оптимизирует Интернет-узлы для быстрой работы своих веб-приложений, что может превратить Корпорацию Добра в по-настоящему опасного конкурента для Sony. К тому же, доступная подписочная бизнес-модель Stadia вполне может сделать дорогие и избыточно мощные консоли никому не нужными, да и Apple Arcade вот-вот запустится…
Виртуальная реальность
Благодаря выпуску PSVR, Sony стала первым производителем консолей, попробовавшим свои силы на рынке гарнитур виртуальной реальности, но этому девайсу уже 3 года и если вы посмотрите, как работает PSVR вместе с PS4 Pro, то заметите нехватку мощности для создания максимально реалистичного изображения – следовательно, более производительная новая PlayStation сможет вывести консольный VR на новый уровень иммерсивности. И хотя компания еще не анонсировала выпуск PSVR 2, Марк Церни подтвердил совместимость PS5 с гарнитурой первого поколения.
Конечно, проблема не только в слабом железе текущих консолей, сам шлем также далек от идеала: например, разрешение его дисплеев заметно ниже, чем у HTC Vive или Oculus Rift, и у него нет функции отслеживания взгляда, которая имеется в недавно вышедшем HTC Vive Pro Eye.
Следующая гарнитура виртуальной реальности, скорее всего, решит главную проблему современных VR-шлемов – избавит их от “пуповины”, соединяющей гарнитуру с вычислительным блоком. На это намекает и отчет технологического ресурса SemiAccurate, утверждающий, что PlayStation 5 будет иметь поддержку VR на уровне чипсета. Кроме того, беспроводной шлем виртуальной реальности, работающий в паре с PS5 выглядел бы вполне логичным решением, поскольку у HTC и Oculus есть wireless-адаптер и гарнитуры Quest/Go соответственно.
Единственное возможное техническое ограничение будущего PSVR 2 заключается в высоком разрешении: если Sony установит в новый шлем HDR 4K-дисплеи (а в арсенале японцев миниатюрные 4K-матрицы, которые мы могли видеть в смартфонах Xperia XZ5 Premium и Xperia 1), то, разумеется, детализация картинки будет фантастической, но тогда консоль должна транслировать 4K-изображение на каждый глаз – иначе говоря, PS5 необходимо будет “тянуть” VR-игры в 8K, что маловероятно даже для такого производительного устройства. Впрочем, Sony может решить этот нюанс, путем рендеринга в 8K только тех объектов, которые находятся в поле зрения пользователя.