В начале июня в 36 регионах России состоялся окончательный переход на цифровое эфирное телевещание. Как цифровое ТВ изменит жизнь россиян? По данным исследовательской компании Mediascope, в зависимости от субъекта федерации от 80% до 90% жителей считают, что переход на «цифру» оказывает положительное влияние на их жизнь.
Чаще других положительные изменения после перехода на «цифру» отмечали жители Чукотского АО, Республики Тыва, Тамбовской области.
Среди плюсов цифрового эфирного телевидения жители России называют более высокое качество картинки и звука, а также увеличение количества доступных каналов.
Отмечается, что для подавляющего большинства населения регионов процесс отключения аналогового сигнала прошел безболезненно. Большинство горожан заранее знали о переходе на цифровое вещание и имели возможность подготовиться.
Третья волна перехода на цифровое ТВ прошла 3 июня. В исследовании участвовали люди в возрасте от 18 лет, которые проживают в регионах, вошедших в третью волну отключения аналогового ТВ, и имеют дома хотя бы один исправный телевизор.
Первое пробное подключение целых субъектов к цифровому вещанию прошло 3 декабря 2018 года в рамках пилотного проекта в Тверской области. Полномасштабный переход впоследствии состоялся в разных регионах 11 февраля и 15 апреля 2019 года. Последний этап запланирован на 14 октября этого года.
Тем временем среднесуточный рейтинг федеральных каналов по аудитории в возрасте 14-44 снизился с 12,24 в 2014 году до 10,86 в 2018 году, приводит «Комсомольская правда» данные Mediascope. Быстрее всего теряют молодых зрителей федеральные каналы: за пять лет «НТВ» потерял 43% молодой аудитории, «Первый» — 38%, а «Россия 1» — 29%. На фоне снижения смотрения молодежи сокращается и средняя длина просмотра — с 3 часов в сутки до 2,5 часов.
Отчасти сокращение молодой аудитории ведущих федеральных каналов можно объяснить ее перетоком на нетематические каналы. Так, Рен ТВ увеличил объем смотрения молодежи на 19%. ТВ-3 — на 21%, самый лучший результат в молодежном сегменте демонстрирует «Пятница» — рост на 41%.
В наибольшей степени на снижение интереса молодежи к ТВ повлиял рост проникновения интернета и взрывная динамика в секторе онлайн-видео.
Для анализа потребления онлайн-контента Mediascope запустил систему Big TV Рейтинг, измеряющую совокупную аудиторию в Интернете и на ТВ. В частности, смотрение сериала «ИП Пирогова» телеканала «Супер» в онлайне на 50% превысило аналогичные просмотры на ТВ.
Кроме того, в России впервые в истории рынок интернет-рекламы обогнал по объемам телевизионный. В 2018 году затраты на рекламу в Интернете выросли по сравнению с 2017 годом на 22% и составили 203 млрд рублей. Рынок ТВ-рекламы вырос на 9% до 187 млрд рублей. Общий объем рекламного рынка в России вырос на 12% и составил почти 469 млрд рублей. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на исследование Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР).
Рынок печатных СМИ, по данным ТАСС, теряет позиции: в 2018 году он составил всего 18 млрд рублей. При этом доходы цифровых ресурсов увеличились на 13%. Объем рекламы на радио с 2017 не изменился, он составил — около 17 млрд рублей.
Расходы на рынке промоиндустрии составили 22,2 млрд рублей, прирост — 8%. Самыми крупными “игроками” в промоиндустрии в России является Москва и Санкт-Петербург.