Пользователи мобильных приложений Kaspersky Internet Security и «Яндекс» для операционной системы Android (принадлежит Google) несколько месяцев жалуются на исчезновение некоторых функций, сообщает РБК. Пользователи «Яндекса» пишут о невозможности воспользоваться встроенной в приложение услугой «Автоматический определитель номера» (АОН), а Kaspersky Internet Security — жалуются на исчезновение функции «Фильтр звонков», которая позволяла блокировать звонки с определенных номеров телефона.
Представители «Яндекса» и «Лаборатории Касперского» на страницах в Google Play в ответ на жалобы пользователей утверждают, что проблема возникла «из-за ограничений, введенных Google». На последних версиях Android функция АОН в приложении «Яндекса» будет работать только у тех пользователей, которые выберут «Алису», а не Google Assistant, в качестве основного голосового помощника на своем смартфоне.
Теперь доступ к информации о звонке и номеру телефона звонящего может иметь только голосовой помощник, установленный в системе по умолчанию, либо приложение, для которого это основная функциональность. Чтобы у пользователя работал определитель номера в приложении «Яндекс», ему необходимо установить «Алису»
«Лаборатория Касперского» удалила из мобильного приложения Kaspersky Internet Security для Android функции «Фильтр звонков», «Защита приватности» (ограничивает сбор данных об активности пользователя в интернете со стороны различных веб-сервисов) и «СМС-антифишинг» (блокирует ссылки на вредоносные сайты в СМС). Это было сделано, «чтобы решения работали в соответствии со вступившими в силу изменениями в политике Google, касающимися ограничения доступа сторонних приложений к конфиденциальной информации, такой как СМС и журнал отслеживания звонков».
Google объявила об изменениях в политике использования Android в конце 2018 года и дала разработчикам мобильных приложений время до 9 марта, чтобы они привели свою продукцию в соответствие с новыми правилами. Согласно им мобильные приложения теперь не могут запрашивать доступ к звонкам и СМС, если они в состоянии работать без него.
Тем самым Google закрывает лазейки в защите. До этих ограничений мошенники могли, например, с помощью приложений получать доступ к базе звонков и СМС и выгружать их на сторонние серверы для анализа или продажи.
В рамках новой политики Google доступ к телефонии и СМС могут запрашивать приложения для совершения звонков, сервисы-агрегаторы сообщений в мессенджерах и СМС, которые можно установить в качестве приложений по умолчанию, блокировщики спама, приложения для контроля финансовых транзакций и некоторые другие. Причем все компании, которым нужен доступ к этим данным, должны подать заявку на его получение, каждое приложение проверяется индивидуально. Однако российским компаниям не удалось добиться добавления их приложений в список «исключений».
Представитель «Лаборатории Касперского» утверждает, что изменения в приложении, связанные с обновленной политикой Google, не повлияли на эффективность защиты от киберугроз пользователей Kaspersky Internet Security для Android. В то же время он отметил, что потенциально из-за новой политики из Google Play могут уйти разработчики полезных программ.