Одним из самых интересных событий минувшей части 2019 года было апофатическое, непроизошедшее. На выставке CES 2019 не представили ни одного серийного автопилота level 5, позволяющего пользователю автомобиля забыть о баранке – только level 2.5, уровень помощника, заметно облегчающий жизнь, но не позволяющий убрать руки с руля. Хотя, казалось бы, и развитие датчиков, и развитие процессоров позволяло достичь долгожданной автономности…
Версий – почему тормозит автоавтономизация? – было много. Упоминалось то, что в ледяной дождь наступает эдакая синестезия автомобильных органов чувств, путаются сигналы от радаров, сонаров и видеокамер. Говорилось о дороговизне датчиков; о неотлаженности программного обеспечения… Но – общий итог был в том, что эволюция технологий еще не достигла точки перегиба. Дорогие сенсоры? Так старшие читатели помнят такое устройство, как видеомагнитофон. А знаете, сколько стоил в 1956 году VR-1000 фирмы Ampex? $50 000. Средний американский дом тогда стоил $9 550, средняя зарплата была $4 454, автомобиль Ford от $1 748 до $3 151…
Ну а сколько стоил видеомагнитофон в момент наибольшего распространения? Сотни две-три, несколько процентов от месячного дохода домохозяйства Первого мира? Таков эффект массового – ориентированного на весь мир – производства. И с оборудованием для беспилотных авто радикальное удешевление произойдет в момент начала массового выпуска – сомневаться в этом не дает вся история технологий. А 22 апреля 2019 года произошло парадоксальное событие – на Tesla Autonomy Investor Day Илон Маск представил чип, который должен обеспечить автономное управление Tesla. И чип этот – собственной разработки! (Tesla unveils its new Full Self-Driving computer in detail: ‘objectively the best chip in the world’)
То есть – один из самых известных предпринимателей планеты и, пожалуй, самый большой авантюрист в мире технологий – ломает всю логику использования микропроцессорных устройств. Отказывается от микросхем NVIDIA Drive PX 2, на которых был выполнен Autopilot Hardware 2.5, устанавливающийся на прошлые Tesla, да и от самого термина Autopilot Hardware, и переходит в новом Tesla Full Self-Driving Computer на систему на чипе (SoC) собственной разработки. (Презентацию можно увидеть здесь; она начинается с 1:10, на четвертом часу идут занятнейшие вопросы…)
Представлял новинку руководитель проекта Пит Бэннон. Кристалл, разработанный Tesla и производимый остинским отделением Samsung по CMOS-технологии с использованием 14-нм техпроцесса FinFET, размещен в корпусе типа BGA размерами 37,5х37,5 мм и имеет 2116 шариковых выводов. На площади в 260 мм² находится 6 миллиардов транзисторов и 250 миллионов логических вентилей. Архитектура кристалла включает два нейроблока по 36 тератопсовых вычислительных ядра в каждом, графический процессор с производительностью 600 GFLOPS, поддерживающий 32 и 64 разрядные плавающие вычисления, 12-ядерный 64-разрядный процессор Cortex-A72 и два аппаратных криптоблока. Это позволяет обрабатывать в секунду 2100 видеокадра, что в 21 раза больше, чем у предшествующей модели (ведь надо обрабатывать данные от восьми камер, дюжины сонаров, тепловизора, радара, GPS и соотносить их с картой).
Главным элементом, видимо, являются нейроблоки – по словам Маска разработку собственного чипа Tesla начала, так как обнаружила отсутствие микросхем, изначально созданных для работы с нейросетями. Пойти на разработку оригинальной архитектуры и программного обеспечения для нее показалось наилучшим выходом – ведь именно задачи машинного обучения и искусственного интеллекта критичны для беспилотных автомобилей. Ну и еще обратим внимание на два криптомодуля – они обеспечат возможность запуска на чипе только приложений от Tesla, что крайне важно для робота-водителя. (Ну, любой таксист бывает в ужасе от навалившегося на него пьяного пассажира – а представьте, что за руль хватается не пьяный, а злоумышленник, причем невидимый; тут пойдешь на любые расходы, чтобы обзавестись собственным аппаратным крипто.)
Маск на презентации назвал свою новинку ‘objectively the best chip in the world’, и уверил собравшихся, что мощности кристалла хватит для полностью автономного вождения, как только дозреет программное обеспечение. В последнее вполне верится – уже и нынешние автопилоты создают впечатление, что они умеют много больше документированного. И в зоне своих умений – обзор окрестностей, оценка дорожной ситуации, использование дорожной ситуации – они заведомо опережают человека. А вот является ли чип лучшим в мире? Ну, отнесем это высказывание на общеизвестный энтузиазм Маска. Ибо другие мнения аккуратно изложены в материале Tesla’s new AI chip isn’t a silver bullet for self—driving cars.
Там ветераны ИТ-индустрии ехидно припоминают Маску взорвавшиеся ракеты, и говорят, что новый Pegasus от Nvidia имеет более высокую производительность, чем FSD – 320TOPS – хотя и платит за это более высоким энергопотреблением. Правда, ответить на вопрос – «А сможет ли Pegasus обрабатывать видеопоток с такой же скоростью, как FSD?» – Дэнни Шапиро, старший директор по автомобильной тематике Nvidia, не смог из-за отсутствия доступного тестового набора данных. Он сам ездит на Tesla, и признает, что автомобильная компания имеет преимущество в знании того, что нужно машинам для успешной эксплуатации.
Проблема, по мнению экспертов, может быть в другом. Отрасль искусственного интеллекта, где используются чипы нейрообработки и технического зрения, бурно развивается. А серийность кристаллов Маска обусловлена объемом продаж Tesla – 63 000 в 1 квартале 2019. Это ничтожно мало по сравнению с объемами продаж видеокарт; порядка на три, наверное, меньше в физических единицах. И может оказаться, что превосходный и бесспорно эпохальный чип от Tesla окажется обойден более универсальными изделиями с большей серийностью. И в Tesla это, бесспорно, понимают…
Технического прогресса без риска не бывает – он по сути своей есть вторжение в область неизвестного. И вторжение это бывает сопряжено с отбрасыванием старых норм (что ракета-носитель – одноразова; что эффективность цифровой сверхбольшой микросхемы максимальна при ее универсальности…). Иногда новатора ждет успех; иногда – нет. Но в любом случае новая разработка от Tesla достойна самого пристального внимания! (Ну а финансовая модель, за счет которой Tesla финансирует свои разработки – одновременно и показывая убытки и наращивая рыночную капитализацию – есть тема отдельного обсуждения, интересующиеся могут взглянуть Tesla Is Selling Up To $2.7 Billion Of Stock And Debt, Because Elon Musk’s Big Plans Aren’t Cheap …)