Одним из парадоксов современного мира является сочетание небывалого технологического прогресса с архаизацией общественных процессов. Когда-то философ Питирим Сорокин, высланный ГПУ из Петрограда и прижившийся в Гарварде, создал теорию социальной мобильности (классическая Social and cultural mobility, N.Y.–L., 1927). Теория эта разделяла общества по вероятности того, что выходец из низов может подняться до высших постов в государстве. Результат был занятен: Рим – 45,6%; Византия – 27,7%; Российская империя, кровавое крушение которой наблюдал Сорокин – 5,5%; США, которые станут по итогам Второй мировой центром мир-экономики – 48,3% (Тот самый, несколько мифический, Honest Abe Log Home…).
Примером общепринятого образа, иллюстрирующих концепцию Сорокина, стал «социальный лифт». Возможность для конкретного человека подняться из низов к верхам. Ну, армейские и религиозные карьеры, способные вознести пацанов из подворотен Субурбы во дворцы Палатина и Ватикана мы рассматривать не будем. Ограничимся образовательными и экономическими. Человек получает образование и квалификацию; благодаря этому занимает должность лучше оплачиваемую, чем у родителей, повышает свой социальный статус. Человек занимается предпринимательством – создает состояние, на которое при необходимости покупается и власть, и титулы.
И вот сейчас с социальными лифтами наметились проблемы. У нас глава государства говорит, что «социальные лифты для профессиональных кадров должны работать на всей территории России». Должны… Респектабельный ресурс Banki.ru тревожно пишет о проблемах социальной мобильности не только у нас, но и в странах ОЭСР – «Лифт сломался: почему стать нищим все легче». Агентство Bloomberg включает Россию в список стран с самой несчастной экономикой, сочетающих инфляцию с безработицей – Bloomberg Misery Index. Не на первое место, как Венесуэла, и не на четвертое, как Турция, но и 17 позиция в таком списке довольно скверна… И под всем этим – развитие технологий; даже внутри ИТ на одном полюсе владельцы миллиардных бизнесов Кремниевой Долины, а на другом – сисадмины и кодеры Третьего мира…
На этом фоне тот же Bloomberg публикует удивительную своей оптимистичностью историю про нашу страну – Russian Gamer Brothers Are the Newest Hidden Billionaires. Разрабатывающая компьютерные игры компания Playrix, основанная вологжанами братьями Бухманами, Игорем (ему 37 лет) и Дмитрием (ему 34), оценена в $2,8 миллиарда. Ежедневно в игры компании заходят 30 миллионов человек, а годовая выручка составляет $1,2 миллиарда. Давайте сравним эти цифры со списком крупнейших компаний России – Playrix была бы в нем между 34-м, занимаемым широко рекламируемым Тинькофф Банк ($2,842 млрд) , и 35-м, на котором гигант минеральных удобрений Акрон (($2,724 млрд), местами.
В сфере ИТ-бизнеса уступала бы Яндексу с его капиталом в $8,872 млрд, но обходила бы Ростелеком, стоящий $2,705 млрд. Предупредим читателей – мы сравниваем оценку стоимости частной компании, сделанную Bloomberg, с капиталом компаний публичных. Но в любом случае – речь идет об очень и очень серьезных деньгах, которые сделаны с нуля. С компьютера на пентиум-100 в спальне сыновей ветеринара и служащей подшипникового завода. На каковом компьютере братья Бухманы и любили играть в различные игры – как и множество детей их поколения.
Стартовым моментом в карьере братьев Бухманов видимо был момент, когда поступившему в «пед» на «прикладную математику» старшему брату преподаватель рассказал, что в интернете можно продавать программы своей разработки. Сегодня, когда можно неделями не общаться с белковой продавщицей, покупая вещи в интернете с доставкой в постамат, а продукты – в гипермаркете с автоматической кассой, это выглядит абсолютно естественным. Но на рубеже тысячелетий это было революцией. Интернет открывал перед разработчиками программных продуктов рынок всей планеты.
Войны веками велись за рынки сбыта – интернет открывает перед нами глобальный рынок с 7,7 миллиардами потребителей!
Братья Бухманы решили делать для продажи то, что знали и любили – компьютерные игры. В селах Вологодчины исстари резали деревянные игрушки – доходившие до ближайшего базара, откуда их мог привезти в другую губернию командировочный. Интернет же давал возможность продавать игрушки компьютерные по всему миру. Сначала с выручкой в несколько десятков долларов в месяц, потом – в несколько сотен, тысяч… К 2004 г. бизнес братьев Бухманов стал приносить более $10 000 в месяц – и практически все деньги шли на расширение дела. Приглашались сотрудники, арендовались помещения.
Счастлив тот, кто занимается любимым делом – основатели Playrix положили хобби в основу бизнеса!
Очень интересная деталь: наиболее критичный этап развития компании с 2001 по 2013 гг. – от детской в родительской квартире до офиса с полутора сотнями сотрудников; от простейшей казуальной игры до градостроительного симулятора Township, вышедшего на iOS и Android, в который ныне играют 6 миллионов человек в день – прошел в Вологде. В областном городе оказалось достаточно сотрудников с квалификацией, позволяющей работать на высокотехнологичном и высококонкурентном глобальном рынке, которым является игровой.
Модернизационный проект индустриальной эпохи, осуществленный в нашей стране («МАТЕМАТИКА КАК РЕСУРС: НА КАКОМ НАСЛЕДИИ РАБОТАЕТ ОТРАСЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ») все еще способен обеспечить наших энергичных предпринимателей талантливыми кадрами. Ну а ритуальные стенания чиновников от науки («Глава РАН считает технологическое отставание самым проблемным вопросом безопасности страны») говорят разве что о способностях конкретных руководителей и адекватности конкретных структур. Кадры из российской провинции при правильно поставленных задачах способны создавать продукты мирового уровня, что и показали братья Бухманы. Показали не обещаниями технологического прорыва в светлом будущем, а конкретными объемами продаж.
9 место, которое Playrix занимает в рейтинге издателей игр App Annie’s Top 52 Publishers of 2018 – это очень серьезно. Впереди там идут такие гиганты, как китайская Tencent, японская Sony, за которыми национальные рынки в миллиарды потребителей и многодесятилетняя история успеха… А Playrix нашла свою нишу в сегменте бесплатно распространяемых игр (пользователь платит лишь за отдельные элементы). Таких как виртуальный аквариум Fishdom; симуляторы дома и сада Homescapes и Gardenscapes. Абсолютно мирных – где не воюют, и не воруют – но весьма увлекательных. Диалоги дворецкого Остина, кстати, вполне на уровне среднебюджетных сериалов.
Выйти на десятизначные цифры продаж братьям Бухманам помогло использование в качестве среды распространения своих игр социальных сетей. Их первые казуальные игры продавались на специализированных сайтах – вполне удачно, принося до $5–$6 млн. в год. Но рост в этом секторе был ограничен размером аудитории. Проблема была решена тем, что игры free-to-play для гигантского рынка мобильных устройств пользователь обычно получает через Google или Facebook, что и дало двухсоткратный прирост выручки. (Кстати, осенью 2017 Playrix был на первом месте в Европе среди издателей приложений по суммарным доходам от Google Play и AppStore.) Повторимся – крайне важен доступ к глобальному рынку: 40% продаж Playrix идет в США, дальше идут КНР и Япония. Россия – только 2,8%.
С какого-то момента бизнесу становятся крайне важны защищенность собственности, уровень налоговой нагрузки и трансакционных издержек.
Правда, в этой истории успеха есть одно «но». Когда мы смотрим рейтинг от App Annie, то против фирмы Playrix читаем «Ирландия». Да, лет пять назад братья Бухманы перенесли бизнес в эту страну. Почему? «Новости Вологодской области» пишут, что «Основателям фирмы Playrix братьям Игорю и Дмитрию Бухманам пришлось дважды платить за один и тот же участок земли на улице Путейской в Вологде…». Стандартный «кидок», молодым предпринимателям продали землю, числящуюся городской, выдав на нее государственное свидетельство о регистрации. Продавец бесследно исчез, предпринимателям пришлось выкупать землю повторно…
Ну а становиться объектом безнаказанного мошенничества довольно обидно. А в Дублине – корпоративный налог 12,5%, неплохой доступ к глобальным финансам. Из 1100 разработчиков заметная часть работает в России, Украине, Белоруссии. Все по закону – но со страховкой от наездов, будь то бандитские, будь то административные… Это позволяет Дмитрию Бухману с улыбкой говорить, что $3 млрд. это не те деньги, за которые они с братом готовы продать бизнес. Очень поучительная история!
Прежде всего, тем, что социальные лифты работают и в современной России – из провинции до вершин мира ИТ. Во-вторых, тем, что работают они только для тех, кто связан с высокими технологиями, ориентируется на глобальный рынок и ставит перед собой масштабные задачи – такие, как «challenge Tencent and Activision”. На внутреннем рынке, в 2% от мирового, какие планы импортозамещения не строй – это будут всего лишь соревнования головастиков в луже… Ну и тем, что реальные деньги конкретным людям приносит не военное или космическое, с их ограниченностью сбыта, а предметы повседневного спроса – такие, как игры от Playrix, с которыми проводят время женщины от 35…
Можно бы было в завершение ритуально пожелать успеха братьям Бухманам – так нет нужды, успех у них и так есть, все правильно сделали. А вот читателям стоит присмотреться к этой «истории успеха» – и выделить из нее то, что может быть полезным при интенсивно развивающихся технологиях, меняющихся экономических и социальных условиях.