Первым беспилотным автомобилем, который официально выедет на дороги общего пользования Москвы, станет автомобиль компании «Яндекс». Он должен появиться на улицах столицы уже в мае, сообщает ТАСС.
Беспилотник «Яндекса» выйдет на дороги общего пользования в рамках правового эксперимента правительства РФ о выпуске высокоавтоматизированных транспортных средств на дороги Москвы и Татарстана. В настоящее время тестовый беспилотник проходит государственную сертификацию на полигоне НАМИ.
В ноябре 2018 года глава правительства РФ Дмитрий Медведев подписал указ о начале тестовых испытаний беспилотников на дорогах общего пользования Москвы и Татарстана.
Эксперимент по опытной эксплуатации беспилотников продлится до 1 марта 2022 года. По его итогам будет собрана большая правительственная комиссия, которая определит требования к эксплуатации беспилотных автомобилей, а также выработает необходимые для отрасли стандарты.
Вопреки популярности темы беспилотного транспорта по всему миру, она все больше вызывает скепсиса у населения, пишет ComNews. Несмотря на то, что в последние годы очень активно развиваются технологии беспилотных автомобилей, доверие населения к беспилотникам заметно снизилось, отмечают эксперты. Например, если в 2015 г. на вопрос «Готовы ли вы воспользоваться полностью беспилотным автомобилем?», положительно отвечали в среднем по миру около 64% опрошенных, то в 2018 г. – уже 57%. В России уровень доверия к автономным автомобилям еще ниже – всего 51%.
Впрочем, этот парадокс вовсе не отменяет тренда на беспилотность, скорее мы просто начинаем понимать, что беспилотные автомобили – это не вопрос какого-то отдаленного будущего, а вопрос сегодняшнего дня, размышляют специалисты. Они указывают на различие в подходах россиян от жителей других стран. Отвечая на вопрос о том, что делает беспилотные автомобили особенно привлекательными, соотечественники назвали самой важной возможность пользоваться автомобилем после употребления алкоголя и медицинских препаратов, тогда как респонденты со всего мира – возможность пользоваться автомобилем несмотря на физические ограничения.
Перспективы автомобилей с технологией автономного движения в России во многом будут зависеть от модернизации транспортной инфраструктуры, доступности технологий автономного вождения для разных ценовых сегментов и регуляторной средой.
В России есть несколько проектов по разработке собственных систем автономного вождения. Среди них адаптация серийно выпускаемых легковых автомобилей (например, ООО «Яндекс»), легких коммерческих грузовых автомобилей (ПАО «КамАЗ», ООО «КБ Аврора»), а также новых типов полностью автономных видов транспорта («ШАТЛ» ФГУП «НАМИ»).
При этом существует множество барьеров для внедрения технологий. В их числе — отсутствие развернутых сетей 5G (отсутствие инфраструктуры), неготовность компонентов и технологий (систем технического зрения, систем принятия решений) и неприспособленность законодательства к отсутствию на борту водителя. Попытки устранить барьеры на пути беспилотного транспорта предпринимает рабочая группа НТИ «Автонет» (площадка для обмена мнениями государства, бизнеса и потребителей и поддержки тематических проектов).
Шесть компаний уже изъявили желание участвовать в проекте. Сейчас эти компании проходят сертификацию и испытания в НАМИ. Летом на дорогах могут появиться автомобили этих шести компаний. Начать опытную эксплуатацию высокоавтоматизированных транспортных средств в этом году планируют «КамАЗ», «КБ Аврора», Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Университет Иннополис, АО «Научно-конструкторское бюро вычислительных систем» («НКБ ВС») и «Яндекс».
Тем временем год назад VIST Robotics (дочерняя компания «ВИСТ Групп»), резидент ИТ-кластера Фонда «Сколково», провела успешные испытания беспилотного карьерного самосвала. Испытания проводились на специально подготовленном полигоне, расположенном около марокканского города Касабланка. Площадка была специально оборудована для «обкатки» разрабатываемых компанией инновационных технологий.
Карьерный самосвал фирмы Terex с полностью автоматизированным управлением самостоятельно проехал по заданному маршруту, а также совершил имитацию разгрузки. Тем самым сделан еще один шаг к созданию машины, призванной повысить безопасность работ и эффективность производств, пишет CNews.
Минимальное присутствие людей на участке добычи позволяет повысить эффективность и безопасность работ, в том числе в труднодоступных регионах, и устранить проблему нехватки квалифицированного персонала. Проект также направлен на снижение расходов на топливо и эксплуатационные затраты. Роботизированные грузовые автомобили создаются в сотрудничестве с «БелАЗ», «КамАЗ» и другими производителями грузовых машин и техники для горных работ. Горный самосвал Terex – результат стратегического сотрудничества с крупнейшим производителем фосфатов, марокканской OCP Group.
Дмитрий Владимиров, генеральный директор «ВИСТ Групп»: «Испытания автономного карьерного самосвала на полигоне в Марокко говорят не только о конкурентоспособности наших технологий в мире, но подчеркивают нарастающий тренд среди горнодобывающих компаний на внедрение автономной техники. Я уверен, что успешное применение подобных технологий на предприятиях OCP Group – одной из ведущих добывающих компаний в мире, станет важным фактором для внедрения автономного транспорта и на российских предприятиях».