В этом году мир отмечает 50 годовщину первой посадки космического аппарата на Луну — событие, которое стало поворотным в истории космической науки. К исследованиям космоса подключается все больше стран. Недавно попытку посадить космический аппарат на Луну предпринял Израиль (миссия оказалась неудачной и 11 апреля 2019г. корабль «Берешит» разбился о поверхность Луны). Перед ним, в январе этого года успешное «прилунение» космического модуля осуществил Китай.
Эта новая космическая гонка заставила вице-президента США Майка Пенса (Mike Pence) задуматься о возможности снова отправить на Луну человека, причем осуществить это планируется уже через пять лет. Но возможно ли это, учитывая, что людей не отправляли на Луну с 1972 года? И есть ли в этом смысл с научной точки зрения?
Когда речь идет о программах изучения космоса, правительства не хотят понимать объем работ и времени, необходимых для подготовки процесса. Еще одно обещание было сделано в 2017 году президентом Соединенных Штатов Дональдом Трампом – он запланировал осуществить высадку человека на Марс до конца своего президентского срока (2020г.).
Это обещание выполнить еще сложнее, чем миссию на Луну – время достижения Красной планеты будет другим, учитывая расположение Земли и Марса. Возможность полета космических аппаратов на Марс появляется примерно раз в два года. Учитывая, что на преодоление расстояния уйдет от шести до девяти месяцев, чтобы осуществиться до 2020 года, такая миссия должна была стартовать в апреле 2018.
Основные проблемы
Одним из препятствий для осуществления высадки человека на Луну через пять лет является финансирование. Космические миссии требуют немалых вложений. Миссия «Кассини», в процессе которой космический аппарат осуществил посадку на планету Сатурн, стоила приблизительно $3,26 миллиардов. Бюджет НАСА на этот год оценивается в $19,9 миллиардов, которые должны покрыть расходы на новые и текущие миссии, финансирование научных центров, сотрудников, и, конечно, затраты на разработки.
Несмотря на то, что цифра кажется довольно внушительной, сумма, которую НАСА получает в качестве процента от ВВП, значительно уменьшилась. Если в 1966 году на долю агентства приходилось 4,4% национальных затрат, то в этом году бюджет составляет чуть менее 0,1%. Если действующая администрация Соединенных Штатов серьезно настроена выполнить обещания президента, им необходимо вернуть финансирование НАСА на прежний уровень.
Однако даже с меньшим бюджетом, почему миссии с человеком перестали осуществляться? Свой след в космических достижениях стремится оставить любой президент. А поскольку планирование космических миссий требует немало времени, с каждым новым президентом происходит новый цикл возникновения и прекращения программ высадки человека на Луну и Марс.
К примеру, Джордж Буш младший отменил программу космических шаттлов, а Барак Обама отказался от программы «Созвездие», направленной на то, чтобы возобновить полеты людей на Луну к 2020 году. Эта программа была инициирована Джорджем Бушем младшим и имела более длительный срок (16 лет), по сравнению с программой «Аполлон». В итоге, первым шагом на пути к новой миссии на Луну является постоянное финансовое субсидирование со стороны правительств.
Техническая сложность отправки человека на Луну через пять лет состоит в том, что на сегодняшний день для этого не существует достаточно мощного космического корабля. Сейчас НАСА работает над Системой космических запусков (SLS), отголоском программы «Созвездие». Однако даже без тестового полета, чтобы отправить астронавтов на Луну, потребуется много лет.
Недавно запущенная ракета-носитель Falcon Heavy также не способна выполнить такую миссию одним запуском.
Для чего отправлять людей?
Одним из главных вопросов остается то, стоит ли вообще отправлять людей на Луну. У миссии много противников, которые считают, что для этой цели больше подходят роботы. По мере развития науки у людей появилась возможность осуществлять научные исследования при помощи меньших по размеру и очень умелых роботов.
Кроме того, отправить в космос человека гораздо дороже, чем небольшую по размеру камеру. С другой стороны, ситуация может измениться по мере разработки коммерческих многоразовых ракет.
Согласно нынешнему плану Соединенных Штатов, астронавтов планируется отправить в южную полярную область Луны с целью создания перевалочного пункта, предназначенного для длительного присутствия человека. На южном полюсе располагаются кратеры, богатые водяным льдом, который не только необходим для человеческой жизни, но также может использоваться для производства топлива и кислорода. Возможность электролизовать воду в водород и кислород существует с 1800-х годов, а необходимую для этого мощность можно получить от солнечных батарей.
Перевалочный пункт сможет помочь НАСА отправлять астронавтов на Марс и дальше. Среди других преимуществ – возможность выбирать и исследовать хрупкие геологические разрезы на месте. Луна может также использоваться для построения астрономической обсерватории, которая предоставит идеальный обзор Вселенной, учитывая разряженную атмосферу Луны.
Использование в военных целях
Причины внезапного интереса к Луне вызваны соперничеством со стороны Китая. Возможности Китайского национального космического управления (CNSA) быстро развиваются, начиная с первого пилотируемого полета в 2003 году и до запуска первой космической станции в 2011.
Кроме того, в 2013 и в 2018 годах китайцам удалось посадить на Луну посадочный модуль и луноход, отправляющий очень четкие фотографии с дальней стороны Луны. В этом году планируется провести космическую миссию по забору и возвращению проб.
Главной проблемой новой космической гонки является возможность возникновения прямой конкуренции между программами по освоению космоса в разных странах мира, при этом некоторые страны могут начать милитаризацию космоса. Это подтверждает создание президентом Трампом отдельного военного подразделения под названием «космические силы».
Несомненно, возвращение на Луну создаст удивительные возможности для научных исследований и изучения космоса. Однако пока неизвестно, получится ли это осуществить в ближайшем будущем. Взаимодействие мировых держав и частной отрасли может в итоге оказаться лучшей стратегией выиграть новую космическую гонку.