В середине марта на прошедшей в Сан-Франциско конференции для разработчиков Game Developer Conference 2019, Google представила стримминговый сервис под названием Google Stadia, но транслировать он будет не фильмы и сериалы, а игры. В прошлом году поисковый гигант без особых церемоний запустил бета-тест сервиса, правда, назывался он тогда Project Stream. Сейчас же настало время для полноценного анонса, который открыл нам много подробностей о Stadia, и, по словам, создателей, их детище перевернет игровую индустрию с ног на голову.
Что обещают?
Если вы подумали, что Stadia – это очередной клон Twitch или недавно почившего YouTube Gaming, вы ошибаетесь. Google намерена не просто демонстрировать игровой процесс известных стримеров и блогеров, а поставлять вам полноценный геймплей без необходимости установки игр к себе на консоль или ПК. Более того, чтобы начать играть не нужно обладать мощным компьютером или приставкой, пользователю даже не нужно будет устанавливать отдельное приложение, достаточно будет иметь устройство с поддержкой Chromecast, то есть смартфон, планшет, маломощный офисный ПК или телевизор на Android TV – словом, буквально все, где есть экран.
Видимо, Google очень серьезно отнеслась к вопросу, поскольку наняла одних из самых опытных людей в игровой индустрии (в частности, разработку Stadia возглавил вице-президент компании Фил Харрисон, более известный, как человек, успевший поработать и в Microsoft, и в Sony), а за обработку огромных потоков информации будут отвечать 7500 дата-центров, разбросанных по всему миру. Для обеспечения достаточных вычислительных мощностей Google уже заключила контракт с AMD на поставку серверных видеокарт с производительностью 10.7 терафлопс каждая, что больше мощности Xbox One X и PS4 Pro вместе взятых. Идеальных продуктов не существует, поэтому давайте разберем преимущества и недостатки Google Stadia с точки зрения обычного игрока.
Преимущества
-
Экономия
Первым, и, пожалуй, самым важным плюсом стримминга игр является отсутствие необходимости вкладываться в дорогостоящее “железо”, обновлять его и вообще беспокоиться о работоспособности своих игровых платформ. Современные игровые компьютеры стоят десятки и даже сотни тысяч рублей, неудивительно, что по данным Steam, играть в современные игры с максимальными настройками графики могут лишь около 10% пользователей.
-
Кроссплатформенность
Сегодня ПК-пользователям приходится использовать эмуляторы для запуска консольных игр (да и то, в большинстве своем речь идет о далеко не самых свежих проектах), а вот у владельцев консолей нет и такой возможности, они ограничены только играми, созданными исключительно для конкретной платформы. Если Google разрешит играть в проекты со всех существующих платформ на том устройстве, которое по душе именно вам, проблема отпадет сама собой. Есть смартфон, но не хватает пары тысяч долларов на мощный компьютер? Не проблема, взяли телефон и умиляетесь красоте взрывов в условном Battlefield V, либо не вставая с дивана уезжаете в закат на спорткаре из Forza Horizon 4. Одним словом, никто никого не сдерживает, главное, чтобы игроки были довольны.
-
Графика на любой вкус
Уже во время презентации со сцены было объявлено о поддержке всех популярных игровых движков, включая Unreal Engine, Unity, Havok и CryEngine.
-
Качественно новые мультиплеерные игры
Google обещает гораздо более стабильный геймплей в многопользовательских проектах, так как и клиент, и сервер будут находиться в одном месте. Помимо отсутствия багов в мультиплеере, единая техническая база позволит размещать тысячи игроков на одной карте в сверхпопулярных “королевских битвах” реализовать полноценную разрушаемость в духе Crackdown 3, а также избавиться от читеров и хакеров.
-
Мгновенные загрузки
При облачных вычислениях пользователю не нужно ждать окончания утомительных загрузок, все переходы из меню к геймплею происходят максимум за пару секунд, да и то, если такая мини-пауза была предусмотрена разработчиком той или иной игры для сохранения атмосферы.
-
Больше свободного места на компьютере
Вместе с on-demand бизнес-моделью отпадает необходимость держать у себя на компьютере большие объемы данных игры для того, чтобы запустить ее здесь и сейчас, в любой момент времени. Современные AAA-проекты после установки занимают десятки гигабайт, что вызывает массу неудобств и ограничивает пользователя в плане количества одновременно установленных игр.
Отсюда вытекает еще один плюс – если раньше приходилось регулярно обновляться, скачивая увесистые патчи и DLC, то с облачными играми этого делать не нужно – конечному игроку все равно, что происходит где-то там на сервере, главное, чтобы все хорошо работало.
-
Свобода передвижения
Мы уже привыкли, что для того, чтобы наслаждаться любимой музыкой, сериалами и прочим мультимедийным контентом, не нужно хранить тонны файлов на смартфоне или все время находиться у домашнего компьютера – все это давно есть на видеохостингах в соцсетях, и подписочных сервисах. Можно быть где угодно и все равно иметь доступ к своей медиатеке. Так и с играми, для которых особенно актуальна привязка к консоли или домашнему компьютеру: достаточно взять с собой тонкий рабочий ноутбук и играть в тяжеловесные проекты там, где вам удобно.
-
YouTube + Stadia = love
Естественно, компания не могла оставить без внимания другой свой продукт, крайне популярный у фанатов видеоигр. Да, со стриммингом у YouTube не срослось, но для просмотра трейлеров и записей стримов лучшего места не найти, теперь Google намерена возродить YT Gaming и обещает просто-таки невероятные вещи. К примеру, вы смотрите трансляцию и хотите поучаствовать в творящемся на экране безобразии. Достаточно просто отправить соответствующий запрос ведущему трансляции, и после его согласия вы сможете присоединиться к нему
Или еще один сценарий: допустим, вы не можете пройти какой-то сложный момент, а помощи попросить не у кого — с каждым такое бывало. Не вопрос! Расшарили ссылку и перейдя по ней другой пользователь продолжит игру с того же места, с теми же параметрами (количеством патронов, HP, брони и т.д.).
-
Серьезный подход Google и эксклюзивы
Помимо вышеупомянутого Фила Харрисона, Корпорация Добра наняла еще и Джейд Рэймонд, которая ушла из EA Motive специально ради работы в команде Google Stadia. Ранее Джейд спродюсировала первые две части Assassin’s Creed, теперь же она будет возглавлять собственную игровую студию Google, создающую эксклюзивный контент для Stadia.
Google озаботилась не только наймом высококвалифицированных кадров, но и выпуском собственных игровых аксессуаров. Если точнее, был представлен фирменный геймпад с незамысловатым названием Stadia Controller. Внешне он практически не отличается от большинства современных игровых контроллеров, но для сокращения задержки он подключается по Wi-Fi напрямую к серверам компании и имеет две дополнительные клавиши – для съемки скриншотов и вызова виртуального помощника Google Assistant, который в случае необходимости может предоставить какую-либо дополнительную информацию по игре или, например, подсказать как выполнить сложный квест. Впрочем, покупать его вовсе не обязательно, Stadia будет дружить и с геймпадами от PlayStation и Xbox.
-
Отказ от физических носителей
Да, все мы привыкли к ламповым jewel case для DVD-дисков, это неотъемлемая часть игровой культуры нулевых, но с точки зрения практичности это не самое лучшее решение: такой носитель можно потерять, сломать, ну, и в конце концов, со временем диски просто становятся непригодными, поэтому вы не сможете через, скажем, 20 лет достать с полки обожаемую коллекционку и запустить любимую игру своей юности.
-
Единая система цифровой дистрибуции
Как уже было сказано в предыдущем пункте, диски неудобно использовать для хранения и распространения игр, причем это касается и обычных пользователей, и издателей игр. Поэтому сегодня у заядлых геймеров установлены сразу несколько виртуальных игровых магазинов, однако далеко не всем нравится переключаться между Steam, Origin, Epic Games Store и Ubisoft Store. Со Stadia такой проблемы не будет, поскольку все представленные в сервисе проекты будут объединены в одном интерфейсе общего платформодержателя – Google.
Недостатки
-
Малое распространение Интернета
Обсудили преимущества, настало время поговорить о сложностях, из-за которых светлое будущее облачного гейминга может не наступить. Большинство людей привыкли считать, что раз мы живем в эру цифровых технологий, значит, доступ к Сети есть у всех и каждого. Но это не так, более того, возможности выйти в Интернет нет чуть ли не у половины населения Земли: при том, что на нашей планете живет более 7.5 миллиардов человек, из них регулярно пользуются Мировой Паутиной только 4.4 миллиарда. 4.4 x 109 это, конечно, много, но как быть остальным 3 миллиардам?
-
Скорость Интернета
Живя в России, мы привыкли, к тому что наша страна является одним из лидеров по скорости доступа к Сети. Однако в целом ситуация не столь радужная – средняя мировая пропускная способность составляет около 6 Мбит/с, в то время как для комфортной игры со Stadia в 60 fps и разрешении 4K потребуется канал со скоростью минимум 25 Мбит/с. Вся надежда на более-менее скорое появление 5G и опыт Google в оптимизации магистральных сетей.
-
Монетизация
Все в этом мире крутится вокруг денег, и Stadia не исключение. Видеоигры – это один из гигантов развлекательной индустрии, успешные AAA-тайтлы приносят своим разработчикам миллиарды долларов, и корпорации вроде Electronic Arts и Ubisoft опираются на довольно консервативную модель распространения своего контента – конечный потребитель покупает продукт один раз за полную стоимость и пользуется им безгранично. С момента анонса Stadia прошел почти месяц, но все авторитетные специалисты IT-бизнеса продолжают повторять, что главная проблема Google не технические нюансы, а взаимодействие с разработчиками и издателями, которые не захотят платить сумасшедшие комиссии за размещение их игр в Stadia.
Выводы
Идея облачного гейминга не нова: все началось с анонса сервисов OnLive и Gaikai на Gamescom 2009, впоследствии первый был закрыт уже через два года, а второй был куплен Sony за 380$ млн и трансформировался в PlayStation Now. Разумеется, были и другие компании, пытающиеся популяризовать облачный гейминг, но все они были весьма неудачными, а вот об OnLive и Gaikai до сих пор помнят многие.
В большинстве случаев не хватало финансов и технического опыта, у Google с этим все в порядке, поэтому Stadia может оказаться вполне успешным проектом. С другой стороны, на рынок стримминга игр пытаются выйти такие крупные игроки как EA с Project Atlas и Microsoft с Project xCloud, способные составить сильную конкуренцию даже Google, известной своей любовью закрывать масштабные многообещающие проекты вроде Google Glass и пр. Так или иначе, исход этого сражения не за горами, поскольку Stadia запустится уже в 2019.