На прошлой неделе Марк Цукерберг раскрыл детали новой стратегии развития Facebook. Теперь множество приложений и сервисов для общения сменится на универсальную службу обмена сообщениями. В новый сервис интегрируются все приложения социальной сети. То, что хочет создать Facebook, уже реализовано в Китае. Социальная сеть WeChat китайской компании Tencent — крупнейшая в Китае. Хотя между этими двумя соцсетями есть фундаментальные различия, конечные цели выглядят очень похоже: построение однородной универсальной сети, предоставляющей пользователям все виды услуг, от мобильных платежей и онлайн-игр до прямого доступа к магазинам.
Facebook уже долгое время пытается реализовать идеологию WeChat. Социальную сеть постоянно сотрясают скандалы из-за нарушений конфиденциальности пользователей и агрессивной рекламной политики в новостных лентах. В США впервые наблюдается спад новых пользователей. Обещанное соблюдение конфиденциальности в мессенджере устранит непосредственные недостатки Facebook, а новые функции помогут укреплению репутации компании Цукерберга.
WeChat часто относят к обязательным приложениям для почти 800 миллионов китайских пользователей : это игровая консоль, интернет-банк , программа для китайского каршеринга, доставки еды и покупок. Он доступен и в других странах, что обеспечивает WeChat ежемесячно более 1 миллиарда постоянных пользователей.
Считалось, что функции WeChat в соцсетях копировать бессмысленно – программа слишком популярна и занимает доминирующее положение на рынке. Это приложение существует во множестве версий для всех телефонов. Оно вытеснило с рынка программы других производителей — Apple, Samsung и Xiaomi, и практически полностью дублирует функции операционных систем iOS и Android. Ни Apple iMessage, ни Facebook Messenger , ни WhatsApp с поддержкой шифрования не могут конкурировать в Китае с программой WeChat.
«WeChat непрерывно выпускают обновления и придумывают новые функции. База пользователей огромная, так как это еще и популярный в Китае мессенджер, — говорит Вилли Ши, профессор кафедры менеджмента в Гарвардской школе бизнеса. Постоянно добавляя новые функции, WeChat делает жизнь пользователя удобнее, и от программы трудно отказаться. «Она удобна для всего: платежей, получения информации, покупки вещей», — добавляет он. Ши отметил, что в Китае даже бездомные оплачивают мобильную связь через QR-коды, поддерживаемые WeChat.
Facebook пытается создать универсальное приложение для сообщений и сервисов очень давно. Все началось еще с покупки компаний Instagram и WhatsApp в 2012 и 2014 годах. Это остановило конкуренцию, а Messenger стал базовым приложением платформы Facebook.
Через пять лет в Facebook Messenger появились игры, боты для рассылок, поддержка фотоаппаратов с дополненной реальностью, мобильные платежи. Из мессенждера получился мини-Facebook. В 2014 году компания наняла Дэвида Маркуса — известного предпринимателя в области цифровых платежей, который завершил сделку PayPal по приобретению американской компании Braintree владельца сервиса онлайн-платежей Venmo. Маркус должен был заниматься дальнейшим развитием Facebook Messenger и превратить его в поставщика услуг.
Создание универсального мессенджера, похожего на WeChat, поможет Марку Цукербергу влиять на ежедневную жизнь пользователей в сфере развлечений, новостей и коммерции. А значит и принесет огромные прибыли.
Но создание такого мессенджера — сложная задача, и даже WeChat не может решить ее только своими силами. В Китае компания Tencent получила правительственные субсидии, а многие мессенджеры были заблокированы: Facebook Messenger с 2009 года, южнокорейский мессенджер Line с 2015 года, WhatsApp с 2017 года. Правительство охотно выделяло инвестиции WeChat в обмен на возможность читать удаленные сообщения, чтобы использовать их в полицейских расследованиях (в компании Tencent отрицают, что хранят сообщения из чатов).
Tencent пытались выйти за пределы Китая. Иностранная версия мессенджера очень медленно создавалась и была выпущена только в 2012 году. К тому времени Facebook уже занял рынки, на которые пытался выйти WeChat. Глобальная версия WeChat оказалась сильно урезанной и позволяла только обмен сообщениями.
На международном уровне Facebook и WhatsApp являются наиболее используемыми приложениями для социальных сетей, опережая в этом Snapchat, Twitter, Viber .
И Facebook не собираются останавливаться на этом. В развивающихся странах компания занимается рядом проектов подключения к Интернету, в том числе развитием гигабитной Wi-Fi сети Terragraph и приложением Express Wi-Fi, предназначенных для подключения большего числа пользователей к Интернету и сервисам Facebook.
Цукербергу предстоит решить еще ряд задач. Развитие Facebook Messenger интересует Европейскую комиссию, пытающуюся не допустить появление монополистов. Конгресс Соединенных Штатов также рассматривает вопрос, является ли Facebook монополистом. Политически ситуация поворачивается против таких огромных ИТ-компаний. На днях сенатор Элизабет Уоррен в ходе своей избирательной кампании предложила ограничить возможности ИТ-корпораций, в том числе и Facebook.
В ближайшие годы стандарт мессенджеров и современная модель обмена сообщениями может устареть и потеряет пользователей. В Китае старшее поколение предпочитает использовать WeChat, в то время как тинейджеры пока предпочитают Facebook. Если оба приложения не придумают что-то новое, они могут выйти из моды по мере взросления пользователей.
После того, как Цукерберг изложил свои планы по развитию Facebook, стало ясно, что нас ждет дальше – достаточно только взглянуть на WeChat. Фейсбуку предстоит столкнуться с рядом проблем: сокращение числа новых пользователей, сильная зависимость от продаж рекламы государственных органов, стремящихся ограничить распространение мессенджера. Это похоже на историю ассимиляции двух различных культур, два разных приложения скопируют друг у друга столько разных опций, что станут практическими одинаковыми и потеряют свою идентичность. Но у Facebook есть шанс написать свою собственную историю, если он может извлечь уроки из истории развития WeChat.