Нынешний президент США Дональд Трамп уже не раз заявлял о желании перенести производство техники Apple в родную Америку, вот только сама Apple не в восторге от подобной инициативы.
Разумеется, камнем преткновения являются деньги, но в чем именно проблема? За годы производства iPhone и прочих “яблочных” девайсов в Китае, там уже сформировалась отлаженная система поставок деталей, найма рабочих, организации рабочего процесса и т.д. Остановимся на каждом из этих пунктов.
Компоненты
По сути, на территории США сегодня для iPhone не производится абсолютно НИЧЕГО. Сборка продуктов в Китае обходится компании всего в 10$ за единицу — если речь идет об iPhone, — основная же часть расходов идет на комплектующие, которые производятся в Корее (дисплей и защитное стекло от LG и Samsung), Тайване (чипы памяти от Toshiba, процессор и система управления питанием от Taiwan Semiconductor Manufacturing), Германии (модули беспроводной связи от Intel с завода Infineon) и других странах. Стоит учитывать, что все эти комплектующие паяются и собираются на полностью роботизированных автоматических фабриках с минимумом человеческого персонала. Но не стоит думать, что из-за отсутствия необходимости платить за ручную сборку отдельных компонентов данный этап обходится в сущие копейки – наоборот, это одна из главных статей затрат Apple в создании новых устройств: условные Тим Кук и Джонни Айв платят сумасшедшие деньги компаниям, разрабатывающим те самые автоматизированные линии. Среди последних – Kulicke & Soffa, Tokyo Electron, Applied Materials, Teradyne и Advantest. Скорее всего, эти названия ни о чем вам не скажут, но все это лучшие в своей нише корпорации с многолетним опытом работы и миллиардными капиталами. Однако не так важно, в какой стране находится та или иная фабрика, для которой создают оборудование вышеупомянутые компании важно то, что все они находятся не в США.
Люди
Одним из главных факторов, вынуждающих Apple пользоваться услугами китайских заводов – максимально дешевая рабочая сила. Ранее стоимость часа работы сборщика в Китае составляла смешные 2.10 доллара в час, затем, когда эта цифра стала общеизвестной и народ, прямо скажем, взбунтовался, оплату подняли до 3.15$, но это все равно не идет ни в какое сравнение с американскими нормами. Если бы производство техники Apple и перенесли в США, то меньше чем за 10-15 долларов никто к станку и не подошел.
В начале 2010-х активно форсировались новости о нечеловеческих условиях работы на китайском заводе Foxconn – огромнейшем (про его масштабы мы поговорим далее) предприятии, собирающем технику для Apple и прочих IT-гигантов. У Foxconn имеется целая армия сотрудников, и даже несмотря на необходимость трудиться минимум по 12 часов день 6 дней в неделю за копейки, все время существует очередь из желающих присоединиться к этой титанической производственной машине – с американцами такой фокус не пройдет. И это мы еще не говорили о степени образованности персонала: помимо 200 000+ неквалифицированных работников, ежедневно вставляющих деталь A в разъем B, на заводе всегда присутствуют около десяти тысяч инженеров, контролирующих процесс. Чтобы найти и нанять такое количество квалифицированных специалистов в США, Apple потребуется не меньше девяти месяцев. Еще одно важное отличие американских и китайских работников заключается в менталитете – собственно, это и вынудило Джобса еще в далеком 2007 начать производство первого iPhone в Китае. Случилось вот что: во время тестов Стив носил прототип в кармане несколько месяцев кряду, и поскольку изначально планировалось защищать экран не стеклом, а обычном пластиком, за эти месяцы аппарат покрылся густой паутиной царапин.
Буквально за месяц до начала продаж Джобс осознал всю горечь проблемы и, как всегда, поставил перед своими инженерами практически невыполнимую задачу – пересобрать все изготовленные аппараты, заменив пластик стеклом, благо, недостатка комплектующих у производителей защитных стекол не было. Но в Америке не существовало производственных мощностей, готовых осилить такой объем работы, а те, что были справились бы только через 6 месяцев. Задержка старта продаж изрядно подогрела интерес покупателей к столь таинственному гаджету и в Apple понимали, что айфоны придется производить авральными темпами, чтобы хоть как-то покрывать спрос. Тут-то и сыграла пресловутая разница менталитетов: в США обычному работнику плевать, что у вас горят сроки, он не будет из-за этого работать сверх нормы, в Китае же народ заинтересован в элементарном наличии этой работы.
Тогда для Apple все закончилось хорошо — китайцы выполнили задачу всего за 6 недель и Джобс остался доволен. Кстати, Apple уже пыталась перенести производство на территорию Америки, когда в 2012 начала сборку ноутбуков в штате Техас. Попытка оказалась крайне неудачной – техасскому подразделению не хватало запчастей, персонала, оборудования для проверки гаджетов… Недостаток был даже в фирменных проприетарных винтиках, которые приходилось заказывать из Китая. В общем, довольно амбициозная идея заглохла по причине отсутствия продуманной логистики.
Производство
Как я уже говорил, iPhone, приносящий Apple львиную долю прибыли, целиком и полностью сделан из импортных деталей. Компания не смогла собрать всех производителей в Китае, хотя, на первый взгляд, уж там-то созданы для этого все условия, главным из которых является город-завод Foxconn. Почему город? Дело в том, что там одновременно трудятся 230 000 человек, китайский Foxconn (заводы этой корпорации есть и в других азиатских государствах, просто завод в Поднебесной ориентирован исключительно на Apple) иногда еще называют iPod City, на территории предприятия расположены больницы, пожарные части, школы, банки, супермаркеты и прочие инфраструктурные объекты. Если бы купертиновцы захотели организовать что-то подобное у себя на родине, то с учетом средней заработной платы сборщика в США им потребовалось бы тратить на каждый смартфон в 1.7 раз больше, чем сейчас. Естественно, на заводе еще и работать кто-то должен, тут в игру вступает обычная арифметика: допустим, Apple переступит через себя и за год-два выстроит аналогичный завод; в Америке количество городов с трудоспособным населением в 230 тысяч человек не превышает 50-60, к тому же, в самых крупных мегаполисах вроде Нью-Йорка или Хьюстона монотонная сборка техники вовсе считается, мягко говоря, не самой респектабельной занятостью.
Политика
Инициатором “возвращения” Apple выступил не какой-нибудь аналитик из мобильной индустрии, а сам президент США. Конечно, можно долго разговаривать о личности Дональда Трампа и степени адекватности принимаемых им решений, но в сейчас американский лидер уж точно переборщил, развязав торговую войну с Китаем. Этот конфликт вынудил Трампа сделать столь громкое заявление в сторону Apple, при этом каждый раз он все сильнее настаивает на своем: если в прошлом году его высказывания казались просто “мыслями в слух“, то в последнее время президент США открыто заявляет о своем неуемном желании перенести производство всех яблочных продуктов на подконтрольную ему территорию. Всем понятно, что таким образом Трамп хочет и сохранить Apple, как самый узнаваемый американский бренд, и начать поскорее вводить радикальные экономические санкции против Китая.
Заключение
Если говорить о судьбе Apple, будущее компании зависит от того, во что выльется бессмысленное торговое противостояние с Китаем. Удастся сторонам решить конфликт мирно – значит, Китай будет все также штамповать айфоны и макбуки. В противном случае, отлаженная схема поставок Apple пойдет ко дну, и тогда не факт, что у Apple все-таки хватит денег (даже с учетом государственных субсидий), чтобы наладить производство в США.