В конце 2017 года Илон Маск рассказал миру о заинтересованности Tesla рынком грузовых автоперевозок. Если точнее, Маск анонсировал беспилотный электротягач Tesla Semi, автомобиль должен был стать доступным для покупки в 2019, многие крупные американские компании даже сделали предзаказы на Tesla Semi, причем первые заявки начали поступать непосредственно в день пресс-конференции, посвященной анонсу, среди заказчиков были такие бизнес-гиганты как почтовые службы DHL и UPS, дистрибьютор общественного питания Sysco, производитель безалкогольных напитков Pepsi, крупнейшая в мире сеть оптовой и розничной торговли Walmart и др. В общей сложности Tesla получила предварительные заказы на более чем тысячу грузовиков, причем стартовый депозит за каждый Semi составлял 20000 долларов. Однако ровно через год проект был отложен на неопределенный срок. Тягач сместился на четвертое место в списке приоритетов Tesla, оказавшись позади компактного кроссовера Model Y, электрического пикапа и второго поколения спорткара Tesla Roadster. Тем временем, автоконцерн Daimler буквально месяц назад объявил о результате многолетней работы, показав свой полуавтономный, хоть и дизельный, грузовик. Это событие не стало ни для кого неожиданностью: первый прототип Mercedes-Benz Future Truck 2025 был представлен еще в 2014, а годом позже немцы продемонстрировали возможности тестового образца под названием FREIGHTLINER INSIPIRATION TRUCK от одноименного дочернего бренда.
Как это работает
Как и тогда, показанная в январе версия была построена на базе довольно популярного в Америке Freightliner Cascadia. Это куда более технологичный прототип в сравнении с предшественником, но, по словам самой Daimler AG, он все еще далек от идеала. Этот грузовик соответствует 2 уровню автономности по шкале Сообщества Автомобильных Инженеров (SAE), т.е., он может самостоятельно ускоряться, тормозить и оснащен функциями, присущими всем современным беспилотным автомобилям — здесь есть автоматическое центрирование полосы, адаптивный круиз-контроль и экстренное торможение, — однако он все равно требует постоянного внимания со стороны водителя, готового среагировать в нужный момент. Но в Daimler стремятся достичь 4 уровня, “перепрыгнув” 3 уровень. Компания обязалась начать производство этой модели летом 2019, а первые поставки частично автономной модели FL Cascadia ожидаются к концу этого года. Компания заявила, что вложит в разработку полностью беспилотного тягача 500 миллионов евро и уже наняла сотни новых сотрудников для работы над автопилотом 4 уровня. Хотя Freightliner Cascadia нового поколения и появится на дорогах уже через несколько месяцев, безопасность его использования находится под вопросом, поскольку в отличие от конкурентов он использует гораздо меньше датчиков: передняя камера, фронтальный радар и еще один радар на правой части грузовика.
Этот набор не идет ни в какое сравнение с тем же Tesla Semi, имеющим десятки камер, радаров и ультразвуковых датчиков. Конечно, это снижает стоимость производства, но ограниченный пакет сенсоров для автономного вождения делает разработку Daimler практически неспособной соперничать даже с прошлыми поколениями автопилотов Nissan и Audi, которые обходились такими же датчиками, зато использовали еще и лидар. Немцы понимают это, и уже объявили о появлении ряда более современных компонентов в конечной версии грузовика, среди которых числятся и внутренние усовершенствования кабины, самыми интересными из которых являются 10- и 12-дюймовый дисплеи, причем больший будет вмонтирован в рулевое колесо.
А вот в чем похожи продукты Daimler и Tesla, так это в реализации отслеживания человеческого контроля: в обоих машинах рулевая колонка оснащена датчиком давления, и, если водитель снимает руки с “баранки” дольше, чем на 15 секунд, уведомление на центральной панели становится красным, а через 60 секунд отключается система удержания полосы. У немцев за плечами колоссальный опыт работы в автоиндустрии, поэтому они просто не могли не оснастить собственный полуавтономный тягач разработками, которых нет ни у кого на рынке. Перво-наперво стоит сказать об отмене передвижения самоуправляемых тягачей колоннами – изначально эта технология должна была экономить горючее, используя эффект “воздушного мешка”, но на практике оказалось, что, если один из грузовиков отстает, он тратит непомерно много топлива, чтобы догнать остальную колонну. Во-вторых, на Freightliner Cascadia 2019 появится фирменная технология экстренного торможения, способная за пару секунд остановить загруженный тягач массой до 35 тонн на скорости 70 км/ч.
Конкуренция
Несмотря на то, что Daimler не особенно спешит развивать автопилот в новом Cascadia, на CES 2019 многие ожидали увидеть рабочие прототипы самоуправляемых автомобилей 4 уровня, но крупные производители так и не представили следующее поколение беспилотников – и этим не могли не воспользоваться менее крупные компании. К примеру, на CES китайско-американский стартап TuSimple, поддерживаемый Nvidia, показал собственный автономный грузовой автомобиль, который якобы оснащен полноценным автопилотом 4 уровня. На самой выставке TuSimple не демонстрировала работу своего прототипа, но известно, что стартап проводит тесты на реальных дорогах общественного пользования в США и даже совершает пробные коммерческие грузоперевозки.
Компания Waymo, более известная как подразделение Google, занимающееся вопросами самоуправляемого транспорта, в марте 2018 также объявила о создании не только автопилотируемых такси, но и грузовиков. За год до этого компания проводила испытания автономных тягачей в Калифорнии и Аризоне, после мартовского анонса большегрузы с логотипом Waymo были замечены и в Атланте.
Так или иначе, главный пионер в этой области – Tesla, — скорее всего не сможет запустить беспилотный тягач в этом году, поскольку она до сих пор не может сказать где или когда именно стартует производство Tesla Semi. Видимо, компания испытывает определенные трудности с финансированием проекта, для запуска которого ей необходимо будет либо привлечь новые инвестиции, либо продать огромное количество электроседанов Model 3. Это и послужило толчком к появлению конкурентных продуктов от Daimler и TuSimple.
Выводы
С начала года прошло не так уж много времени. Но как минимум один из лидеров мировой автопромышленности заявил о своем намерении изменить то, как люди перевозят большие грузы. “Мы готовы двигаться только вперед” – сказал Мартин Даум, глава подразделения Daimler Trucks & Buses, комментируя анонс перспективной новинки. В то же время, небольшие компании вроде TuSimple лишь прощупывают почву, пытаясь заработать на этом новом зарождающемся рынке. Переход на электрическую тягу, мода на огромные сенсорные экраны и массовая разработка частично роботизированных систем помощи водителю – все эти инновации в автомобильную индустрию принесла «Тесла».
Но в этот раз детище Илона Маска остается на позиции догоняющего: у Tesla нет шансов начать автопилотируемые коммерческие грузоперевозки до конца 2019, а к тому моменту, когда компания выйдет на этот рынок, ниша будет заполнена другими более крупными и опытными игроками. Daimler планирует достичь 4 уровня автономности не позже 2025 года, а затем и вовсе исключить человеческую составляющую в этой отрасли к 2030. Правда, пока что планы компании распространяются лишь на территорию Северной Америки, и неспроста – сейчас там наблюдается острая нехватка водителей, вызванная неуклонно растущими объемами онлайн-покупок.