Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) подготовил поправки в закон «Об информации», которые предусматривают свободную продажу персональных данных пользователей. Об этом сообщает «Коммерсантъ».
Отмечается, что россияне смогут зарабатывать на продаже своих данных от 15 тыс. до 60 тыс. руб. в год. ФРИИ также предлагает ввести термин «деперсонализированные данные» и обеспечить свободное их обращение на рынке. Согласно документу предприниматели смогут покупать данные при наличии согласия на их обработку, отчисляя процент от сделки. Если россияне не будут давать согласие, то их данные будут исключать из оборота.
Как сообщается, вариант проекта еще не заключительный, перед внесением в Госдуму его вновь будут обсуждать. Еще в середине ноября стало известно, что ведется разработка механизмов поощрения пользователей за предоставление данных. Закон может быть похож на регулирование интеллектуальной собственности. Бизнес-сообщество и представители государства решат, в каком виде будет предоставляться поощрение.
По мнению ряда экспертов, законопроект в текущем виде легализует действия, которые сегодня незаконны, и составлен «к откровенной выгоде российских держателей больших данных» — банков, операторов связи и крупнейших интернет-сервисов.
За счет слова «деперсонализация» он открывает практически безграничные возможности торговли клиентскими данными и снимает ответственность за их утечки. Просто из данных будут исключены фамилия, адрес и телефон, а добавлен, например, рекламный ID. При этом эксперименты показывают: достаточно совместить совсем небольшой объем деперсонализированных данных, чтобы с высокой точностью привязать их конкретному человеку. В ФРИИ возражают, что деперсонализированные данные, в отличие от обезличенных, полностью утрачивают связь с субъектом, и его нельзя идентифицировать даже при наличии дополнительных сведений.
Термин «деперсонализированные данные» все же не вполне понятен, подтверждают юристы. Кроме того, под вопросом может быть достоверность простой электронной подписи, с помощью которой, согласно проекту, можно дать согласие на обработку данных, а персональные данные о здоровье по закону вообще нельзя обрабатывать. Проект будет особенно интересен крупным розничным банкам и торговым сетям: для них он откроет новые возможности в части продуктов, контактной политики и предупреждения мошенничества, констатирует издание.