К 2035 году в России появится «университет» для обучения искусственного интеллекта (ИИ), или организация, на базе которой будут проходить тесты и совершенствоваться технологии цифрового сознания опытными специалистами. Сотрудниками центра будут выпускники профильных направлений вузов, которые будут обучать ИИ выполнению прикладных задач, связанных с внедрением автоматизированных транспортных средств и технологий связи V2X (сервисы, посредством которых автомобиль взаимодействует с другим автомобилем, окружающей средой и инфраструктурой) в транспортную инфраструктуру города, сообщает РИА Новости.
На базе вузов будут созданы институты, в которых квалифицированные специалисты будут последовательно тестировать и развивать российские разработки искусственного интеллекта. Работать профессионалы будут как с опытными студенческими моделями, так и со сторонними технологиями. Коммерческие организации смогут обратиться в институты для доработки технологии.
Учитель по обучению ИИ, или «специалист по искусственному интеллекту» станет одной из приоритетных «профессий будущего» в сфере связи, информационных и коммуникационных технологий, считают в НТИ «Автонет». Такие специалисты займутся разработкой и проектированием алгоритмов искусственного интеллекта для транспортно-логистических услуг, интеллектуальной городской мобильности. Разработки также позволят ускорить внедрение автоматизированных транспортных средств.
Такие специалисты должны обладать математическим и критическим мышлением, навыками цифровой грамотности и умением оперативно решать сложные задачи. Пока в РФ нет учебных заведений, обучающих «педагогике» искусственного интеллекта. Однако, планируется, что уже в ближайшие пять лет такие специализации будут доступны для россиян в технических вузах.
Годовой объем отечественного рынка ИИ и машинного обучения в 2017 году оценивался отраслевыми экспертами примерно в 700 млн. рублей. К 2020 году он может вырасти до 28 млрд. рублей. Некоторые специалисты уверены, что в ближайшие несколько лет этот сегмент превысит 50 млрд. рублей.
Между тем, по данным исследования PwC, в 2017 году только 35% российских компаний инвестировали в развитие ИИ, тогда как в мире — 54%. Однако, согласно прогнозам, к 2020 году эти показатели будут находиться на уровне 74% для отечественного и 63% — для зарубежного рынка. ИИ проникнет во все сферы деятельности любого крупного предприятия.
Чаще всего искусственный интеллект в России применяется для анализа данных. По информации «АйПи Лаборатории», больше всего компаний занимается бизнес-аналитикой и другими подобными задачами в сфере B2B. В число наиболее популярных областей использования ИИ также входят компьютерное зрение, системы здравоохранения на базе ИИ и NLP — системы обработки естественного языка (от распознавания голоса до чат-ботов).
По прогнозам аналитиков Gartner, глобальный объем бизнеса на основе технологий ИИ достигнет к 2022 году 3,9 трлн. долларов. По данным опросов Forrester, в мире более половины компаний уже внедрили или расширяют внедрение ИИ, и еще 20% планируют реализовать технологии искусственного интеллекта в течение ближайшего года. Активно ведутся исследования в данной области.
Мировой рынок ИИ уже по итогам 2018 года достиг объема в 1,2 трлн. долларов, что на 70% превышает показатели 2017 года. Не менее существенный прирост ожидается и в среднесрочной перспективе. К 2022 году инвестиции в ИИ могут составить почти 4 трлн. долларов.
По прогнозам, к 2025 году в мире будет насчитываться более 40 миллиардов интеллектуальных устройств. Свыше 86% предприятий и организаций станут применять в своей работе ИИ, а 80% данных будут реально использоваться, а не просто храниться в архивах. Сервисы ИИ станут повсеместными, откроют интересные новые возможности.
Аналитики Gartner заявляют, что уже в ближайшей перспективе (до 2025 года) повышение эффективности принятия решений, внедрение новых бизнес-моделей и формирование нового клиентского опыта с помощью ИИ будет способствовать окупаемости цифровизации. По мнению аналитиков, к 2020 году подобные решения станут применять почти в каждом новом программном продукте.