Стремление женщин украсить себя старо, как сама писаная история. Губы красили еще в Месопотамии и Древнем Египте. Древнегреческие и латинские словари поражают обилием терминов, относящихся к сфере косметики. Протопоп Аввакум тщетно боролся с массовым употреблением белил, румян и сурьмы – на рынках Московии существовали обширные белильные ряды, предки парфюмерных магазинов современности (хозяйственные краски продавались в москательном ряду). Ну а сегодня – это индустрия с многомиллиардными оборотами, рынок ухода за лицом с 2010 г. до 2016 г. вырос с $50 млрд. до $61 млрд., на 24%!
А вот зеркало на службу дамским прелестям пришло довольно поздно. Металлические и обсидиановые зеркала, которыми должны были довольствоваться и Фрина, и Клеопатра, искажали цвет изображения. Первые зеркала Средневековья были похожи на покрытые оловом елочные шары – при большом размере колбы искажения в вырезанном из неё стекле сравнительно невелики, но не имеют ничего общего с современными зеркалами. Тем не менее, зеркала стоили фантастически дорого (как заказать Рафаэлю 2-3 картины такого размера…), и производство зеркал было строжайше охраняемым секретом и Средневековья, и Нового Времени – Венеция отселяла зеркальщиков в Закрытое Административно-Территориальное Образование на острове Мурано, откуда переманить специалистов мог лишь воспетый Дюма хитроумный Кольбер…
Ну а современное зеркало HiMirror Mini тоже производится на острове (только зовущемся Тайвань) и тоже являет собой продукт самых высоких технологий, на этот раз электронных и цифровых. В принципе – это планшетный компьютер с видеокамерой высокого разрешения. Благодаря конструктивному исполнению и встроенному программному обеспечению рассчитанный на дамскую аудиторию, на ее задачи. Оно не только отображает кожу лица, но и анализирует ее состояние.
Программа Skin Analysis Engine X находит на лице человека мимические морщины, складки, расширенные поры, красные пятна, черные точки, шероховатость кожи, темные круги под глазами, цвет лица – все, что может показать вам обычное «увеличительное» косметическое зеркало. Но зеркало компьютерное еще и запоминает прошлое состояние кожи, сравнивает его с нынешним, выявляет тенденции к изменениям… И пускает в дело следующую программу – My Beauty Box.
My Beauty Box содержит данные о тысячах продуктов мировых косметических фирм, и «знает», какими из них можно воспользоваться для устранения того или другого дефекта кожи. Каковую рекомендацию она и выдает владелице. В принципе то же самое делает и косметичка в салоне… Но дальше идет самое интересное – зеркало HiMirror ежедневно (а то и по несколько раз в день…) следит за кожей своей хозяйки, отслеживает изменения, выносит суждения об эффективности того или иного косметического средства. То есть – оказывается в роли уже косметоЛОГА, знатока косметики.
Естественно, кроме стратегических задач ухода за кожей, поддержания ее здоровья в длительной перспективе, HiMirror решает и задачи тактические – позволяет выбрать декоративную косметику на тот или оной случай; к деловой беседе в переговорном зале или к романтическому ужину при свечах. Проверив, как эта косметика будет выглядеть при тех или иных условиях освещения. Ну и дает советы о порядке и приемах применения тех или иных средств. И все это – на дому, в удобное для вас (а не для косметички!) время.
То есть – домашний косметолог становится доступен каждому. Оптимат Рима мог зайти на невольничий рынок, и купить жене или дочери рабыню, обученную уходу за кожей лица, умащениям и притираниям, которая будет постоянно сопутствовать своей хозяйке, внимательно следя, не появился ли где прыщик… Технология дает возможность решить те же самые задачи без обращения к ужасам рабовладения, и по достаточно демократической цене. В банях Греции и Рима гражданам прислуживали общественные рабы – серия HiMirror Enterprise это их аналог, «умные зеркала» которые можно повесить в магазине для помощи в подборе косметики…
Но кроме своей конкретной пользы зеркало HiMirror ставит и интереснейшие вопросы общего устройства экономики. В экономическом бестселлере Томаса Пикетти «Капитал в XXI веке», 2013, (на конец 2014 г. продано более 1,5 млн. экземпляров), есть такое суждение о сфере услуг:
«Чтобы закрыть этот вопрос, рассмотрим также сектор услуг, в котором открывается простор для самых разных ситуаций. В принципе, здесь все относительно ясно: производительность в этой сфере выросла меньше, а значит, покупательная способность, выраженная в услугах, увеличилась не так сильно. Типичный пример «чистой услуги», в которой не наблюдалось никакого технического прогресса на протяжении столетий, — парикмахерское дело: стрижка волос требует такого же количества времени, что и в начале XX века, вследствие чего стоимость услуг парикмахера увеличилась настолько же, насколько выросла его зарплата, которая, в свою очередь, росла такими же темпами, что и средняя зарплата и средний доход (в первом приближении). Иными словами, поработав в течение часа, среднестатистический наемный работник начала XXI века может оплатить себе приблизительно такое же количество стрижек, как и наемный работник начала XX века: мы можем констатировать, что покупательная способность, выраженная в количестве стрижек, не только не выросла, но и даже несколько снизилась.»
Но вот мы видим устройство, которое способно ухаживать за девичьей и дамской кожей лучше, чем любой белковый косметолог. Ведь та не может непрерывно сопровождать клиентку – а зеркало HiMirror может. Косметолог-эстетист/визажист не может звонить клиентке, напоминая ей о времени совершения той или иной процедуры – а HiMirror органично синхронизируется со смартфонами. Программа дисциплинированно подскажет вовремя обратиться к врачу-косметологу (с дипломом медвуза!) в случае дерматологических и прочих проблем… То есть – весьма высокооплачиваемая специализация сферы услуг ныне уходит в сферу автоматизации. Возможно оставив «белковых» визажистов для сверхбогатых, где это будет элементом престижного потребления, и для тех, кому, наоборот, дорого купить гаджет…