По прогнозам Gartner, к 2020 году в мире будет 21 млрд подключенных «вещей». У финансовых учреждений в ближайшие годы неизбежно появится вопрос, как устройства IoT могут помочь им. Начнется быстрое развитие рынка инновационных IoT-приложений, которые позволят банкам собирать больше данных о предпочтениях своих клиентов, их поведении и потребностях. IoT-подключения обеспечивают масштабный сбор информации о пользователях.
Полученные данные банки могут использовать для лучшего понимания и отслеживания поведения своих клиентов. Это позволит предоставлять клиентам более персонализированный опыт и целевые коммерческие предложения банковских продуктов и услуг. Банки получат возможность выйти на новый уровень понимания потребностей и отношений с клиентами.
Применение IoT-технологий обеспечивает сбор и анализ больших массивов банковской информации. Банк больше узнает о своих клиентах, получая информацию от IoT-устройств, тем самым он улучшает внутренние процессы принятия решений с точки зрения предоставления услуг, продуктовой стратегии и инвестиций. Например, собранные данные могут использоваться банками для выстраивания более детальной картины индивидуального кредитного риска. Эти же данные помогут разрабатывать индивидуальные программы поощрения клиентов и таким образом повышать их лояльность. Банки могут поднять персонифицированное банковское обслуживание на качественно новый уровень.
Практическое использование IoT в банковской среде может быть разнообразным. Уже сегодня установленные в отделении биометрические и позиционные датчики вкупе с видеокамерами позволяют распознать клиента с момента его входа в помещение. Анализ информации датчиков, размещенных на банкоматах, дает возможность определить оптимальные зоны для установки аппаратов. Оперируя информацией, основанной на данных о клиенте и его местоположении, банки могут предопределять их потребности, предлагая свои продукты и помогая им принимать приемлемые для обеих сторон финансовые решения.
В ближайшие два-три года клиенты начнут массово проводить транзакции с домашних и носимых «умных» устройств. Варианты включают возможность осуществлять базовые операции через специальные приложения с помощью носимых (фитнес-трекеры, «умные» часы) и голосовых устройств, автомобильных GPS-систем, «невидимых» платежей за транспортные и ресторанные услуги.
По оценке аналитической компании iKS Consulting, в 2016 году в России количество реализованных IoT-проектов в финансовой отрасли выросло на 10%. В 2017 году объем этого рынка составит 1,2 млрд рублей, а среднегодовые темпы роста в период с 2017 по 2020 годы будут на уровне 5%. Сейчас на рынке несколько десятков поставщиков типовых IoT-решений для финансового сектора.
К новым IoT-технологиям для банков iKS Consulting относит биометрическую идентификацию, а также роботизацию и дронов для доставки наличности. В области биометрической идентификации аналитики выделяют технологии компаний Vision Labs и Regface. В тестировании роботов и дронов лидирует Сбербанк. В целом, финансы – это сектор с высоким уровнем автоматизации, который ищет «ценности» новых решений IoT. На рынке представлены решения для улучшения клиентского опыта, в том числе с использованием больших данных.