Судоходные компании уже много лет изучают идею постепенного сокращения экипажа, вплоть до полного отказа от него. Если на ост-индских парусниках численность команды часто превышала сотню человек, то сегодня самые крупные корабли легко управляются десятком-двумя. Почему бы со временем не сделать их полностью автономными?
«Мы считаем, что в будущем индустрия получит большие беспилотные корабли», – говорит Оскар Левандер, глава отдела инноваций в морском подразделении Rolls-Royce Holdings. Совместно с Intel эта компания разрабатывает корабельные системы для повышения автономности судов торгового флота.
Директор отдела морских исследований Rolls-Royce Кевин Даффи недавно заявил, что с помощью интеллектуальных систем управления в ближайшем будущем удастся постепенно уменьшить требуемое количество членов экипажа на борту и представить полностью беспилотные суда к 2025 году.
Компания, получившая известность за счёт автомобилей представительского класса и авиадвигателей, развивает беспилотные технологии с 2010 года и наладила партнёрство с Intel в 2013 году. В качестве первого шага она продемонстрировала систему предупреждения о столкновении Intelligent Awareness. Она состоит из сети камер и лидаров, которые контролируются единой программой. Используя алгоритмы машинного зрения, эта программа ищет и распознаёт препятствия, отправляя предупреждения в реальном времени.
В ближайшие годы её планируется установить на танкеры, сухогрузы, рефрижераторы, контейнеровозы и прочие коммерческие суда. Предполагается, что это сделает доставку грузов по морю более безопасной и дешевой, поскольку на корабле не нужно будет размещать каюты, медблок, камбуз, запасы провизии, гальюны и комнаты отдыха. Нет человека – нет проблем.
Каждый день сеть датчиков генерирует около терабайта данных. Партнёрство с Intel предполагает использование твердотельных накопителей с памятью 3D NAND для их хранения и процессоров Intel Xeon для быстрой обработки (точные спецификации не приводятся).
Система Intelligent Awareness может автоматически классифицировать близлежащие корабли, определять их класс, текущую и максимальную (для класса) скорость. Она позволяет спрогнозировать опасное схождение судов в одной точке и улучшить видимость в плохих погодных условиях, объединяя данные из нескольких источников. Это особенно востребовано в портах, где корабли движутся в плотном потоке.
«При заходе в порт вокруг судна обычно стоят моряки с рациями. Они сообщают капитану об угрозе столкновения, но не всегда успевают сделать это вовремя – например, из-за тумана. Intelligent Awareness дополняет визуальный контроль цифровыми каналами», – поясняет Даффи.
По данным страховой компании Allianz, ежегодно в мире тонут порядка 40 – 50 гражданских судов, при этом 75 – 96 процентов инцидентов связаны с человеческими ошибками. Вот самые показательные случаи последних лет:
В 2012 году рефрижераторное судно Asian Lily из-за ошибки лоцмана село на мель близ острова Квайавата и получило пробоину в корпусе.
В 2013 году российский траулер «Шанс 101» перевернулся в Японском море. Крушение произошло из-за нарушения капитаном требований безопасности.
В 2014 году панамский сухогруз Beagle-3 столкнулся у берегов Японии с южнокорейским судном и затонул.
В 2015 году в открытом море исчез контейнеровоз «Эль-Фаро» – грузовой корабль длиной 240 метров. Перед тем, как на его пути оказался ураган Хоакин, капитан выходил на связь. Он сообщил о противоречивых метеосводках и поступающей в трюм воде, но позже заверил, что всё под контролем. Это был последний сеанс связи, после чего корабль пропал.
Поисковая операция длилась десять месяцев, после чего все 33 члена команды были объявлены погибшими. «Эль-Фаро» обнаружили затонувшим на глубине более 4,5 км в районе Багамских островов. Анализ самописцев показал, что он двигался прямо в центр шторма, где его буквально разорвало на части – крупные обломки затонули на расстоянии километра друг от друга.
Морские катастрофы в наши дни случаются всё реже. Цифровая радиосвязь, спутниковая навигация, радары и сонары – весь этот хайтек значительно повысил безопасность экипажей, но никакие технологии не защитят от принятия ошибочных решений.
Это побудило исследовательские группы к разработке автономных корабельных систем, действующих без участия экипажа в навигации и контроле работы силовых установок. Подобно военным дронам, такие беспилотные суда будут дистанционно управляться с береговых станций, а все бортовые операции выполнять самостоятельно.
Европейский союз уже профинансировал исследование MUNIN Vision стоимостью $4 млн. по разработке системы навигации для повышения автономности судов, но против подобных технологий выступают судоходные профсоюзы. Они указывают на угрозу безработицы и серьезные нормативные барьеры. В частности, согласно Морскому кодексу, капитан не может оставить корабль, поскольку при потере управления судно создаёт угрозу.
Однако в Rolls-Royce полагают, что капитаны смогут удаленно управлять судами (причём одновременно несколькими) из командных пунктов на суше, а в кодекс давно пора внести поправки. Пока этого не произошло, можно проводить испытания в прибрежной зоне и закрытых бухтах.
Безработицы как таковой не возникнет, потому что простые профессии сменятся более сложными. Возрастёт потребность в инженерах, программистах и специалистах по робототехнике. Людям без высшего образования тоже найдётся работа – все равно нужно будет проводить техническое обслуживание кораблей в порту… пока это не начали делать роботы.
«В течение следующих двух лет мы увидим первые коммерчески управляемые суда с дистанционным управлением. Первое время они будут использоваться в прибрежных водах, чтобы отдельные страны смогли обновить законодательную базу. Придется ждать, пока страны договорятся об общих правилах, и маловероятно, что суда, перевозящие нефть и другие опасные вещества, разрешат использовать полностью без экипажа», – говорит Даффи.
В настоящее время компания построила первый пункт дистанционного управления, а система Intelligent Awareness проходит испытания на нескольких судах, включая корабли финского судовладельца FinFerries и паром в Японском море.