Согласно докладу Всемирного экономического форума (ВЭФ), к 2025 году машины будут выполнять большинство нынешних рабочих задач. Тем не менее в ближайшие пять лет развитие робототехники и искусственного интеллекта (ИИ) позволит создать десятки миллионов новых рабочих мест, пишет «КоммерсантЪ».
В докладе ВЭФа «Будущее рынка труда-2018» утверждается, что рост автоматизации позволит сократить к 2025 году 75 млн рабочих мест, однако одновременно с этим создаст 133 млн новых. Люди и машины будут работать «рука об руку», и к 2022 году появится 58 млн новых рабочих мест, связанных с роботами и искусственным интеллектом. В июле аналитики консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers пришли к тому же выводу.
Если сейчас машины выполняют 29% рабочих задач, то в 2022 году они будут ответственны за 42%, а к 2025-му — за 52%. 54% нынешних работников больших компаний вынуждены будут либо перепрофилироваться, либо повысить уровень своих навыков. Тем не менее, свыше половины сегодняшних профессий останутся к 2022 году.
Среди тех профессий, которые, скорее всего, уйдут в прошлое,— «оператор ввода данных», «бухгалтер», «администраторы и секретари», «работники сборочных предприятий», «аудиторы», «сотрудники почтовых служб», «операторы службы по работе с заказчиками», «операторы складского учета».
Новыми профессиями станут: «аналитики данных и ученые», «специалисты по искусственному интеллекту и обучению роботов», «разработчики программного обеспечения», «специалисты по продажам и маркетингу», «специалисты по работе с большими объемами данных», «специалисты по переходу на цифровые технологии», «специалисты по новым технологиям». В ближайшие пять лет будут доминировать четыре сектора: высокоскоростной мобильный интернет, ИИ, широкое распространение аналитики больших объемов данных и облачные технологии.
По оценкам консалтинговой компания Strategy Partners, в России под сокращение могут попасть 30% рабочих мест из-за технологий и низкой производительности. Вместо переобучения и развития компетенций персонала компании планируют нанимать новых сотрудников с новыми навыками, автоматизировать рабочие процессы и использовать пул временных специалистов.