Современным мобильным операционным системам исполнилось уже больше 10 лет, и за это время количество игр под Android и iOS превысило все разумные пределы – судите сами: в App Store и Google Play насчитывается по 600 тысяч игр, и каждый день к этому числу прибавляется еще 500 игровых приложений. Неудивительно, что за эти десять лет появилось множество талантливейших разработчиков, создающих поистине революционные игры, которые в свое время по-разному меняли мобильную индустрию. Одна из таких игр – Pokemon Go наконец-то стала официально доступна в России. Сразу после своего релиза в 2016 году Pokemon Go побила все существующие рекорды популярности: всего за 19 дней после появления игры в магазинах приложений ее скачали 75 миллионов раз! Предлагаю вам ознакомиться с другими уникальными проектами, которые произвели революцию в мобильном гейминге и обрели культовый статус.
Серия Monument Valley (2014-2017)
В 2014 студия Ustwo подняла планку качества для мобильных игр на совершенно новый уровень: в Monument Valley прекрасно сочетались минималистичный дизайн, волшебная атмосфера и необычные архитектурные головоломки, основанные на пространственном мышлении. За два года эти составляющие обеспечили Monument Valley 40 млн загрузок и 14 000 000$ прибыли. Сиквел стал еще успешнее, принося разработчикам по 300 тысяч долларов в день после выхода игры в июле 2017. Эта франшиза оказала такое сильное влияние на всю развлекательную индустрию, что в августе этого года голливудский режиссер Патрик Осборн объявил о своем намерении снять фильм во вселенной Monument Valley. Интересно, что при столь оглушительном успехе команда разработчиков состояла всего из 16 человек, а на создание игры ушло чуть больше года.
Angry Birds (2009)
Этой игре около 10 лет, но армия ее поклонников по-прежнему исчисляется миллионами. Успех Angry Birds основан на простом и легком в освоении геймплее, комичном стиле и бесплатности. Огромная популярность истории о войне птиц и свиней проложила путь для нескольких сиквелов (Angry Birds Space, Star Wars, Rio и пр.), а также спин-оффа Bad Piggies и полноценного продолжения Angry Birds 2. Мало кто знает, но несмотря на полтора миллиарда загрузок оригинала и 300 миллионов скачиваний каждой следующей части, финская компания Rovio, создавшая AB, зарабатывает в основном не на своих приложениях, а на мерчендайзе – мягких игрушках, футболках, стикерах и различных аксессуарах с тематикой Angry Birds. Кроме того, в 2016 был выпущен полнометражный мультфильм по мотивам Angry Birds. В целом, за 2017 год Rovio заработала на своем детище 297 миллионов евро.
Fruit Ninja (2010)
Да, Fruit Ninja не создала новый жанр и не породила целую армию наследников, но в 2011, когда FN была на пике популярности, ее название было синонимом мобильных игр. Fruit Ninja – это одна из тех игр, в которые невозможно играть без сенсорного экрана, поскольку палец геймера превращается в меч, которым следует рубить фрукты. FN вышла в 2010, и хотя в то время смартфоны и близко не были распространены так, как сейчас, игра набрала 200 тысяч загрузок за первый месяц, миллион был достигнут через 3 месяца, а через два года Fruit Ninja была установлена на каждом третьем iPhone в США.
Temple Run (2011)
До 2011 года на смартфонах уже появлялись некоторые представители жанра endless-раннеров, но благодаря Temple Run разработчики поняли, каким должен быть идеальный геймплей подобных игр. Все правильно, TR стала образцовой игрой, ключевой фишкой которой было максимально заточенное под сенсорные экраны, управление: для полного контроля над персонажем достаточно было свайпов, и это стало настоящим прорывом! Можно считать, что именно с этого момента началась история современных мобильных раннеров.
Dead Trigger (2012)
Хотя Dead Trigger и не был первым FPS на портативных платформах, эта игра во многом определила вид современных мобильных шутеров с видом от первого лица. Формула успеха была проста: достаточно дать игрокам удобное сенсорное управление (в данном случае – автострельбу) и интересный сюжет, чтобы набрать 45 миллионов установок первой части и около 80 млн скачиваний – для сиквела. Думаю, значимость Dead Trigger для FPS на смартфонах равнозначна заслугам Quake, Unreal Tournament и CS для этого жанра на ПК.
Flappy Bird (2013)
Еще одна игра про пернатых – в отличие от AB, данный проект вышел не так давно и отличался еще более элементарным геймплеем. Однако “элементарный” не значит легкий: Flappy Birds полюбили как раз за безжалостно высокую сложность, многие пользователи крушили свои смартфоны после очередной неудачной попытки поставить новый рекорд. Неудивительно, что, увидев как можно быстро завоевать широкую популярность – автор игры был вьетнамским программистом-любителем, чьи доходы после релиза Flappy Bird выросли до 50 000$ в день — другие начинающие создатели игр и крупные разработчики и начали клепать свои копии Flappy Birds — даже сама Google добавила аналогичную игру в качестве пасхалки в Android Lollipop и Marshmallow.
Clash of Clans (2012)
Clash of Clans также не была первой в своем роде, но именно с ее появлением разработчики игр для “взрослых” платформ осознали, что на мобильном рынке крутятся огромные деньги. Этот проект считается идеалом жанра многопользовательских мобильных стратегий для Android и iOS, за 6 неполных лет своего существования CoC был скачан 200 млн раз, в прямом смысле слова озолотив своих создателей, европейскую компанию Supercell: даже спустя 6 лет с момента выхода Clash of Clans приносит Supercell по миллиону долларов в день, заработав за все это время $3 млрд чистой прибыли, которая составляет лишь 1% от общего дохода игры, остальные 99% идут на поддержку серверов и разработку обновлений.
Shadow Fight 3 (2017)
Файтинги на мобильных устройствах были еще во времена jar-приложений, но даже самые современные представители жанра никогда не дотягивали до уровня консольных Tekken, Mortal Kombat, Street Fighter и пр. Однако с появлением на смартфонах игровой серии Shadow Fight все изменилось. Этот продукт создан российской студией Nekki, которая прославилась на весь мир именно благодаря триквелу. В Shadow fight 3 симпатичная двумерная графика была заменена на трехмерную с множеством деталей и спецэффектов. Отечественные разработчики продумали огромное количество нюансов, от идеальной оптимизации для слабых устройств и возможности глубокой кастомизации персонажей до отличной боевки, которая ощущается не хуже, чем у конкурентов на стационарных платформах. Безусловно, Shadow Fight 3 подняла уровень качества мобильных игр этого жанра на совершенно новый уровень.
Pokemon Go (2016)
Давайте поговорим о достижениях той самой Pokemon Go, добиравшейся до России целых 2 года. Это творение американской студии Niantic основывается на одноименной японской франшизе. В Pokemon Go игрокам необходимо постоянно передвигаться в реальном мире и ловить покемонов – игра использует дополненную реальность, поэтому следующая цель может оказаться где угодно: в соседнем парке, чужом дворе или торговом центре. Когда в июне 2016 Pokemon Go стала доступна для загрузки, планету охватило настоящее сумасшествие, люди самых разных возрастов целыми толпами бегали по городам в поисках покемонов. Спустя какое-то время шумиха вокруг Pokemon Go утихла, но за первые пару месяцев игра распространилась по нашей планете со скоростью света, да и сейчас она все еще сохраняет достаточно большую пользовательскую базу в 65 миллионов ежедневных игроков. Своим разработчикам Pokemon Go принесла $1.8 миллиарда, причем более половины от этой суммы было заработано в первый год, а в первый день после появления игры в магазинах приложений, ее прибыль составила почти 5 миллионов долларов за сутки. Сейчас это число опустилось до $2 млн, но это все равно больше, чем даже у Clash of Clans с ее миллионом. Трудно поверить, но в III квартале 2016 на долю этого хита про покемонов приходилось 45% от времени, проведенного пользователями во всех Android-играх за тот период!
Fortnite (2017)
Потенциал этой игры невозможно переоценить. С момента запуска в июле 2017 Fortnite всего за 11 месяцев набрала аудиторию в 125 млн игроков, и количество активных пользователей продолжает расти. Основная причина успеха Fortnite – очень популярный в последнее время жанр Battle Royal. Помимо этого, игра доступна практически на всех современных платформах, обладает приятным внешним стилем и распространяется бесплатно, что, впрочем, не мешает ей генерировать более 300 000$ прибыли ежемесячно.
PlayerUnknown’s Battleground (2018)
Как и Fortnite, знаменитая PUBG принадлежит к жанру Battle Royal. Хотя PUBG появилась даже раньше пресловутой Fortnite (в марте 2017), до мобильных устройств она добралась только в этом году. Каждый день в нее заходят около 10 млн игроков, а коммьюнити все время разрастается, пусть и не так активно, как у Fortnite.
Что дальше?
Рынок мобильных игр безостановочно развивается, все время появляются десятки новых тайтлов, многие из которых переосмысливают наше представление о дизайне, взаимодействии со смартфоном, графических спецэффектах, социализации игр и пр. Грубо говоря, на наших глазах происходят события, которые во многом определят будущее развитие игровой индустрии и технологической отрасли в целом.