Этим летом Google начали прокладывать кабель Dunant через Атлантический океан. Годом ранее Facebook и Microsoft закончили прокладку кабеля Marea из США в Испанию. В целом по миру ИТ-компании за последние десять лет проложили порядка двадцати кабельных систем.
Рассказываем, зачем компании протягивают кабели под водой и что это дает клиентам IaaS-провайдеров и пользователям виртуальной инфраструктуры.
Зачем компаниям подводные кабели
Главным драйвером работ по прокладке подводных кабелей остаются облачные технологии. У крупных IaaS, PaaS и SaaS-провайдеров есть свои «зоны покрытия», которые привязаны к географическим регионам. Но у компаний часто нет своего дата-центра в каждом из них, поэтому они прокладывают кабели, которые связывают регионы друг с другом. Это открывает новые рынки и улучшает качество соединения.
Провайдеры знают, где их клиенты испытывают проблемы с подключением к сервисам. Поэтому в первую очередь прокладывают кабели там, где нужно повысить доступность услуг. Например, кабели через Атлантический океан передают на 50% больше данных, чем кабели через Тихий океан (вероятно, всему виной распространение облачных сервисов в ЕС). Поэтому многие компании «кидают» новые «линки» через Атлантику, чтобы разгрузить этот популярный маршрут.
Чьими силами прокладывают кабели
При прокладке трансатлантических кабелей у ИТ-компаний есть два пути.
Первый – попросить помощи у телекоммуникационных провайдеров. Этот вариант выбрали в Facebook. Год назад компания Nokia завершила работы над трансатлантическим 250-гигабитным кабелем, проложенным специально для ИТ-гиганта между Нью-Йорком и Ирландией. Его протяженность составила 5,5 тыс. километров.
Чтобы достичь высокой скорости передачи данных на таком расстоянии, в финской компании разработали технологию PCS (Probabilistic Constellation Shaping). Инженеры Nokia убеждены, что в будущем PCS позволит достичь показателей в 32 Тбит/с.
Еще компания Nokia участвует в прокладке кабеля «Япония – Гуам – Австралия» (JGA). Этот кабель нужен Google, чтобы закрепиться в Азии. JGA состоит из четырёх оптоволоконных пар: первую пару протянут от Японии до Гуама, вторую – от Гуама до Сиднея. Общая протяженность кабеля составит 9,5 тыс. километров.
Второй вариант – ИТ-компания может протянуть кабель собственными силами. Например, в начале года стало известно, что компания Google планирует проложить сразу два частных кабеля: называются они Curie и Dunant. Первый соединит Чили с Лос-Анджелесом, а второй – США с побережьем Франции.
Такой подход более затратный (как по времени, так и по финансам), однако имеет ряд преимуществ. Так ИТ-компания контролирует весь процесс работы над линией связи: сама устанавливает технические параметры системы и сроки реализации. В перспективе это положительно скажется на качестве предоставляемых сервисов.
Что может пойти не так
Подводные кабели имеют ограниченный срок службы (около 20 лет). Однако «сломаться» могут раньше. Это случается гораздо чаще, чем можно подумать.
В 2012 году корабль бросил якорь недалеко от Момбаса, ожидая разрешения войти в порт. И этот якорь перерубил один из подводных оптоволоконных кабелей. Инцидент привел к тому, что в шести африканских государствах скорость интернета упала на 20%.
Повредить кабели могут и природные катаклизмы. Матушка природа становится причиной десятой доли поломок подводной инфраструктуры. Например, 12 лет назад землетрясение в районе Тайваня разом вывело из строя восемь кабелей. В результате интернет-сервисы азиатского региона испытали серьезные проблемы с соединением.
Повредить кабели могут и люди. Пять лет назад в Египте задержали троих злоумышленников, которые перерезали кабель SEA-ME-WE 4, пролегавший в Средиземном море недалеко от Александрии. Результатом стало падение скорости интернет-подключений по стране на 60%.
Что в итоге
Новые подводные кабели важны не только для жителей страны, в которую их протягивают. Это критический компонент, который страхует ИТ-инфраструктуру международных компаний от полного обрыва связи в случае ЧП.
Если обрывается один из кабелей, то весь поток данных временно перенаправляется по другим маршрутам, и чем больше таких маршрутов, тем надежнее подключение. Например, при обрыве SEA-ME-WE 4 трафик можно перенаправить по альтернативным кабелям EIG и IMEWE (отметим, что в кейсе с Египтом скорость подключений все же упала на 60%, потому что в момент обрыва оба кабеля находились на техобслуживании).
Можно сказать, что задача этой глобальной подводной паутины – повысить объемы передаваемых данных, улучшить качество интернет-подключений и обеспечить непрерывную работу мировых дата-центров. Это очень важно для облачных провайдеров, размещающих в ЦОД свое оборудование. Высокая надежность соединений позволяет им более качественно предоставлять услугу виртуальной инфраструктуры в модели IaaS.
В результате клиенты IaaS-провайдера могут быть уверены, что у них будет стабильный доступ к своим виртуальным дата-центрам – без разрывов и падений. Компания может со спокойной душой передать управление своей ИТ-инфраструктурой облачному поставщику и сконцентрировать усилия на разработке качественных сервисов уже для своих пользователей.