В апреле этого года Роскомнадзор, пытаясь ограничить доступ к мессенджеру Telegram, частично заблокировал популярные облачные сервисы Amazon и Google – они были частью ИТ-инфраструктуры российского бизнеса. Поэтому их клиенты были вынуждены мигрировать к российским провайдерам, пишут «Ведомости».
Amazon, Microsoft и Google предоставляют услуги по облачному хранению данных и вычислений на своих серверах. Подобные услуги, как правило, востребованы у небольших компаний. Сайты и интернет-магазины используют их из-за относительно невысоких цен, а стартапы – чтобы иметь возможность быстро масштабировать бизнес, экономя на покупке собственных серверов. После массовых блокировок западных облачных сервисов с перебоями столкнулись пользователи мессенджера Viber, сервисы доставки, интернет-магазины и проч.
Сложности заставили бизнес задуматься о том, насколько рискованно полагаться на одного провайдера, тем более иностранного, поэтому клиенты стали мигрировать к локальным облачным сервисам.
Блокировка Telegram началась в апреле, тогда же «Вымпелком» запустил Beecloud — собственное решение по аренде вычислительных мощностей. Платные услуги компания начала предоставлять летом: в первый месяц сервис протестировали 170 клиентов, из которых 20 купили услугу. Как сообщается, в августе база платящих клиентов выросла на треть, а выручка — вдвое до 800 тыс. рублей. Такой рост может быть связан с блокировками, считают в компании.
В МТС и «Мегафоне» также отмечают востребованность облачных сервисов. В Mail.ru Group весной едва справились с наплывом клиентов: облачный бизнес Mail.ru Group с начала 2018 года вырос на десятки процентов.
Тем временем, после блокировки разработчики программного обеспечения жалуются на подчас двукратное увеличение расходов на оплату услуг облачных сервисов. Данная проблема в основном коснулась небольших стартапов, которым пришлось отказаться от услуг Amazon Web Services и Google Cloud в пользу российских альтернатив, пишет «КоммерсантЪ».
Ранее компании использовали российские «облака» лишь для хранения персональных данных. Для остальных нужд, как правило, использовались мощности Amazon Web Services, Google Cloud и других зарубежных облачных сервисов. После начавшейся блокировки Telegram разработчики софта были вынуждены перейти на использование российских облачных сервисов.