Законопроект ФСБ о шпионской технике может оказаться опасным для разработчиков софта, пишет «КомммерсантЪ». Предложенное ФСБ определение средств для негласного получения информации может включать в себя ПО, которое передает разработчику информацию о попытках взлома или ошибках. Угроза уголовной ответственности за такой софт приведет к росту пиратства, считают разработчики программного обеспечения.
Совет ТПП РФ по развитию информационных технологий и цифровой экономики направит в ФСБ предложения к разработанному законопроекту о средствах для негласного получения информации. Проект поправок к УК РФ, опубликованный ФСБ на regulation.gov.ru в начале июля, вводит определение таких технических средств, которое, по мнению службы, должно отделить их от бытовой электроники для массовых потребителей.
Сейчас предложенное в законопроекте определение включает в том числе ПО, которому «намеренно приданы качества и свойства для обеспечения функции скрытного получения информации». Но большинство отечественных и международных софтверных вендоров используют для защиты своих прав на интеллектуальную собственность различные системы мониторинга взлома программ. Кроме того, разработчики собирают информацию, чтобы оказывать пользователю техническую поддержку.
За оборот каких «специальных технических средств» грозит уголовное наказание. Таким образом, для ИТ-компаний предложенная трактовка может означать расширение сферы уголовной ответственности: ст. 138.1 УК РФ, ограничение свободы на срок до четырех лет, штраф или принудительные работы.
Нечеткие оценочные формулировки в законопроекте повышают вероятность отнесения действий разработчика, направленных на защиту и техническую поддержку продукта, в категорию неправомерных. Это, в свою очередь, может увеличить количество пиратского софта, так как снизится контроль нарушений исключительных прав разработчиков. Предложения в ФСБ участники ИТ-отрасли направят не позднее сентября. Речь идет о том, чтобы не распространять ст. 138.1 УК РФ на разработчиков ПО, собирающих информацию, связанную с работой и защитой созданного ими софта, установленного у третьих лиц.
В случае принятия законопроекта ФСБ в неизменном виде как минимум в первое время число дел, возбужденных в отношении разработчиков за создание, использование и распространение де-факто безвредного, но де-юре незаконного ПО, может вырасти кратно, но по мере формирования практики выйдут разъяснения Верховного суда и ситуация будет меняться, считает она. Хотя в предлагаемых изменениях речь идет о хакерских программах, ПО для мониторинга взлома софта, которое разработчики используют для защиты авторских прав, может тоже входить в это определение.