Сегодня у бизнеса появился инструмент для того, чтобы выстраивать график активностей в закупках в соответствии с внешними изменениями на рынке. Он же дает рекомендации, в какой форме лучше проводить закупку – аукциона или запроса предложения, как долго нужно проводить этот вид закупки, каких и сколько поставщиков лучше пригласить.
О возможностях использования искусственного интеллекта в сфере закупок и логистики рассказала в интервью изданию «Инвест-Форсайт» Шивани Говил, вице-президент американской ИТ-компании SAP Ariba.
Искусственный интеллект уже доказал свою эффективность. Например, есть множество кейсов использования ИИ, нейросетей и глубокой аналитики в закупочном цикле. Приложение дает персональные рекомендации – предлагает наиболее подходящий бизнесу товар на основе истории прошлых транзакций, информации о маркетинге, продажах и других фактах. Еще одна новая возможность – покупка «по фотографии». Цифровой помощник способен распознать изображение, узнать информацию о поставщиках и создать заказ в системе закупок.
Для этого нужно соединить «внутренний» искусственный интеллект – он анализирует, какие группы товаров производит или покупает компания, на что тратит бюджет, и «внешний», который следит за ценами на сырье, биржевыми индексами и прогнозом погоды.
ИИ проводит семантический анализ текстов новостей, официальных заявлений и даже социальных сетей, Twitter или Facebook, где очевидцы размещают фото и рассказы от первого лица, отслеживает прогнозы погоды. Одним словом, собирает контент и данные из многих источников и выдает рекомендации в приложении для клиентов.
Искусственный интеллект снижает риски всех участников цепочки поставок. В процессе создания контрактов автоматизированная система аналитики следит за тем, чтобы были закрыты все проблемные места – с точки зрения безопасности, идентификации поставщиков, их ответственности, регуляторных требований к этому виду товаров в каждой конкретной стране. Это стратегические вопросы – так же, как умная защита от фрода во время выставления инвойсов, а их число может доходить до десятков тысяч в одной компании, и платежей, которую тоже может обеспечить ИИ.
Это инструменты в помощь специалистам. Они помогают людям делать работу лучше. Автоматизация рутинных операций позволит освободить специалистов для более сложных и создающих большую ценность для бизнеса операций. Например, выстраивание закупочной стратегии или переговоры с потенциальными партнерами.
Результаты опроса SAP говорят, что только 5% компаний на сегодняшний день «глубоко цифровизированы». Еще многое предстоит сделать. Но многие собственники бизнеса и топ-менеджеры задумываются о трансформации, делают первые шаги.