Дети уже не могут держать ручку. Но может быть — так и надо?

Дети уже не могут держать ручку. Но может быть — так и надо?

В споре о  — возможном! — влиянии цифровой техники на подрастающее поколение сломано огромное множество копий. Он никогда не был простым: ни сорок лет назад, когда препирались из-за только появившихся видеоигр, ни тридцать лет тому с персоналками, ни двадцать с их интернетом, ни десять с соцсетями. А сегодня в спор этот вписана очередная страница. На сей раз речь о «пальцевом интерфейсе» современных мобильных устройств, точнее, о чрезмерно раннем (по мнению некоторых) с ним знакомстве. Педиатры начали жаловаться, что дети неспособны держать ручку — и винят именно пальцевый ввод.

Если помните, планшетку и в меньшей степени смартфон с их однотипным интерфейсом отдельные активисты критикуют уже не первый год. Порядка трёх-пяти лет назад была очень оживлённая дискуссия вокруг обозначившейся тогда проблемы: ребёнок, эксплуатируя простоту и доступность тачскрина, начинал знакомство с миром не с физических объектов (кубиков, например), а с виртуальных. Тогда, впрочем, последствия только предполагались и была ещё надежда, что польза перевесит негатив.

За подробностями отсылаю к публикациям тех лет (см., в частности, «Планшетка и ребёнок»), но если коротко суть в следующем. Те, кто выступал «за цифру», превозносили простоту доступа к информации. Манипуляции на экране требуют меньше и более простых движений, зато дают более наглядный и красочный эффект, заодно знакомя с новыми технологиями. Так что не нужно пугаться, что ребёнок выбирает мобильное устройство, а не кубики. А вот те, кто «против», опасались, что прыжок через естественно сложившийся порядок вещей (обучение от простого к сложному) либо не даст пользы, либо даже исказит что-нибудь в детских мозгах, породив монстров-психопатов вроде печальной памяти Адама Ланзы. Но всё это были догадки, предположения. Теперь в нашем распоряжении — факт.

Неправильно!
Неправильно!

Этой зимой солидная британская The Guardian опубликовала статью-жалобу, в которой педиатры делились впечатлениями от поколения, вступающегося сейчас в школьный возраст. Текст в общем небезупречный, его справедливо критикуют за чрезмерные упрощения и даже предвзятость (больше ориентирован на мам, нежели врачей или хотя бы педагогов), но здравое зерно там есть и никуда от него не денешься. Врачи констатируют, что некоторые или многие нынешние первоклашки развиты недостаточно, чтобы быть способными держать ручку.

Картина им видится такая. Раньше, то есть в «доайпадную-доайфонную» эпоху (а это всего лишь десятилетие), ребёнок проводил первые пять-семь лет жизни если не с ручкой, то с карандашами, кисточками, настоящими игрушками в руках. И это развивало его мелкую моторику, то есть сложную координацию между зрением, мускулами и костями кисти, нервной системой. И когда, сев за парту, он учился правильно держать в руках ручку, то хоть и не без мучений (которые все мы помним!), этому научался. Именно правильно, то есть сформировав большим, указательным и средним пальцем так называемый динамический трипод. Не зажав в кулаке, словно неолитический человек палку, не оперев на безымянный, не схватив за кончик! Только правильное положение ручки в руке способно обеспечить качественный почерк с оптимальной нагрузкой на тело.

Так вот проблема в том, что новое поколение, по причинам, несколько лет назад уже обозначенным, «перекошено» в сторону виртуальности. Сегодняшние дошколята очевидно чаще водят пальцем по экрану, нежели рисуют настоящими красками, мнут пластилин, оперируют ножницами и бумагой, возятся с игрушками или хотя бы черкаются в отцовских книгах. А это ведёт к недостаточному развитию мускулатуры и координации, то есть той самой мелкой моторики.

Так что ребёнок не только неспособен правильно держать ручку сразу сам, но и когда его начинают учить, всё равно сделать этого не в состоянии, потому что — недоразвит! И педиатрам это видится проблемой, которую они призывают исправлять, в том числе через коррекционную терапию, то есть — полгода водя ребёнка к врачу, который специальными упражнениями вернёт его к норме. И с коррекцией лучше не тянуть, пока недоразвитость не въелась, не привела к непоправимым последствиям!

В этой точке находимся мы сейчас и как вы понимаете, это ни разу не точка равновесия. На несчастного первоклашку, который и знать не знал, что развивается (вероятно!) неправильным способом, обрушивается тут целая лавина противоречивых мнений. И каждая из сторон убедительна по-своему.

Нет!
Нет!

Стоит ли расстраиваться, что в эпоху, когда обыватель от руки уже почти и не пишет и даже с трудом написанное читает, дети разучаются владеть ручкой? Как тонко подмечают шутники, так же и наш пещерный пращур мог скорбить по поводу растущей популярности гусиного пера: мол, новые технологии убивают культуру и традиции, дети уже недостаточно сильны, чтобы держать молоток и зубило! Но шутки шутками, а уместно вспомнить, что такое письменность вообще. В замечательной «Всеобщей истории мировой цивилизации» Герберта Уэллса (как раз недавно переизданной на русском) есть отличное определение: важнейший инструмент человеческого ума, значительно увеличивший и расширивший его возможности, открывший ещё один способ передачи знаний. Так что без письменности, без слова, «запечатлённого» на бумаге ли, камне или в цифре, нам не обойтись — это факт, которому мы обязаны резким скачком в интеллектуальном развитии. И вопрос теперь, конечно, в том, разумно ли считать какую-то из форм письменности доминирующей?

Что если мы оказались сейчас на той же развилке технологий, на которой когда-то стояли наши далёкие предки, переходя от пещерных стен к камню и глине, папирусу и байлану, бумаге? Что если письмо от руки — отжившая своё технология, опирающаяся на ненадёжные неэффективные аналоговые накопители, уступающая место намного более эффективному и надёжному комплексу технологий ввода и хранения информации, теперь цифровому? Вводить данные в цифровые устройства тоже нужно учиться, а принимая во внимание, что в большинстве ситуаций обыватель сегодня использует именно цифровой ввод, пожалуй, в школе стоит сделать акцент на клавиатуре и интерфейсах мобильных устройств, ручку же сместить на второе место.

Страшно? Да, страшно, ибо непривычно, ибо отличается от нормы, какой мы её знаем. Но сколько можно уродовать детей в угоду традиции, утратившей практический смысл? К тому же учиться писать от руки — просто мучительно! Тяжело было учиться ровному почерку даже нам, старшему поколению, тогда ещё не «испорченному» сенсорным вводом. Нынешним же детям ставить почерк мучительно вдвойне: ведь руки, привыкшие к более нежному, но и более эффективному современному инструменту, приходится буквально корёжить.

Однако и педиатры не цепляются за «норму» по привычке. Их беспокойство обусловлено в большей степени даже не почерком, а общей необходимостью развития гибкости пальцев, кисти, мелкой моторики в целом. Ещё в 70-х, в том числе советскими учёными, была установлена связь между мелкой моторикой у детей и речью: в общем второе зависит от первого, так что более активное упражнение рук помогает и скорейшему становлению речи. Ребёнок же, растущий «на тач-скрине», значительной части упражнений лишён — это факт, вытекающий из обнаруженной сейчас неспособности держать ручку.

Правильно.
Правильно.

Хуже того, чисто «экранных» манипуляций недостаточно! Даже компьютерные игры прошлого были полезней, потому что требовали более сложной координации и больших затрат энергии — на нажатие механических клавиш, управление джойстиком. Интерфейс же современных мобильных устройств почти от всего этого избавлен, он — упрощение ради эффективности, но выходит, что для ребёнка упрощение вредное.

Что же делать? Разумный компромисс, как он видится сейчас, требует двух исправлений — в обоих случаях непростых, ибо предполагается участие как родителей, так и школы. Во-первых, должна измениться школа, выделив больше времени освоению новых технологий письма как очевидно более полезным для ребёнка в будущем. Но, во-вторых, должны кое-что поменять и родители: осознать необходимость, найти в себе силы и суметь оторвать чадо от экрана, чтобы развивать мелкую моторику иными, всё ещё интересными ребёнку способами. Обычные раскраски, ножницы и бумага, конструкторы и мелкие предметы вообще, игры на пальцах — всё это по-прежнему актуально, но, вероятно, требует большего участия со стороны взрослых, вместо ставшего привычным «Держи мой телефон, только отстань!».

Иначе говоря пришла пора переосмыслить дошкольную подготовку, пустив в неё новые технологии, но компенсировав их однобокость и тем ограничив вред. Только тогда мы получим человечка, готового к будущему. Впрочем, точка не поставлена, предложения принимаются.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях