— Порнография составляет 37% интернет-трафика
— Все 38, когда я нахожусь онлайн! Т/с «Кремниевая долина» (Silicon Valley, HBO)
Порнография долгое время считалась одним из двигателей научно-технического прогресса. Наскальные рисунки, античная керамика, скульптуры, гравюры, книгопечатание, фотография, кинематограф, Polaroid, домашнее видео, Snapchat… Все это, как только было изобретено, тут же было использовано в скабрезных целях.
В конце XX – начале XXI века порноиндустрия была одним из решающих аргументов в битвах технологий. Многие эксперты считают, что соперничество между Betamax и VHS, а также HD-DVD и Blu-ray завершились победами последних во многом из-за того, что форматы были выбраны в качестве основных крупнейшими порностудиями.
Первое поколение CDN
Это были лихие 90-е…
В 90-е Интернет только начинал свое развитие. Компьютеры тех лет были оснащены громоздкими ЭЛТ-мониторами с разрешением 1024х768, в лучшем случае, а зачастую и того меньше. DVD появился только в 1996 году, а книги про виртуальную реальность стояли в магазинах на полках с фантастикой. Хостинг был строго традиционный, а о настройке браузера, которая позволяла бы картинкам грузиться не сверху вниз, а наоборот, пользователи интернета могли только мечтать. В то же время уже начинали работу первые потоковые аудио-, видеотрансляции, а также видеочаты через веб-камеру.
Content Delivery Network — сеть доставки контента).
Через тернии к звездам
2000 — 2005
Миллениум ознаменовался крахом доткомов, оказавшем сильное влияние на развитие интернета в первой половине нулевых. Только-только зарождавшийся рынок CDN был лишен средств для развития, поскольку большинство инвесторов покинуло сферу высоких технологий. Лишившись значительных состояний в IT-секторе, финансовые воротилы решили обратить свой взор на более надежные рынки, например, на недвижимость, еще не зная, о том, чем это аукнется в 2007 году… Но это уже совсем другая история.
Всю первую половину нулевых порноиндустрия, а вместе с ней и CDN, развивались скорее эволюционно, чем революционно. Наращивалось количество сайтов, шлифовались технологии, росло качество и разрешение, увеличивались объемы трафика.
При этом существенный прирост количества CDN-операторов, а вместе с тем и качества доставки контента приходится уже на период после 2005 года. На графиках справа это хорошо видно.
Web 2.0 и второе поколение CDN
2006 — 2010
Во второй половине нулевых появился Youtube, активно набирал популярность Facebook, наступала пора Web 2.0. Порноиндустрия стала одним из пионеров формата VoD (video on demand – видео по запросу); стали появляться первые интерактивные ролики, которые позволяли зрителю почувствовать себя полноценным участником процесса. Естественно, все это требовало очередного витка развития технологий, что вылилось в новое поколение CDN, существенно расширивших свои возможности и эффективность. Онлайн-порно переживало свои лучшие годы.
В 2010 году американская компания Optenet, занимающаяся фильтрацией неподобающего содержимого для образовательных учреждений и корпоративного сектора, озвучила результаты исследований, из которых выходило, что доля порно в интернете составляет 37%! Не смотря на то, что в дальнейшем эти цифры никем подтверждены не были, в массовом сознании закрепилось именно это число.
Сейчас уже можно говорить, что период расцвета интернет-порно стал его началом конца. Расплодились многочисленные «порнотьюбы» (pornhub, youporn, redtube и т.п.) мимикрирующие под YouTube, которые позволяли своим пользователям самостоятельно загружать порноролики на сайт. Вот только в реальности юзеры вместо собственного творчества, активно начали загружать контент, сворованный с других ресурсов, тем самым резко обрушив ARPU (average revenue per unit – средний чек) и показатели рентабельности по индустрии.
У основных игроков все больше сил уходило на то, чтобы просто оставаться в тренде, и все меньше сил уделялось развитию. В то время как на рынок CDN выходили такие гиганты как Amazon и AT&T, порномагнаты все больше оставались в роли статистов.
Всеобщая мобилизация, или третье поколение CDN
2011 — н.в.
Начиная с 2007 года, после выхода iPhone, на рынке в очередной раз меняются правила игры. В это время ПК теряют позиции в качестве основного устройства для доступа к интернету, постепенно уступая мобильным устройствам. Меняется сама структура пользования интернетом: значительную долю трафика составляют социальные сети и потоковое вещание, а 37% от всего трафика начинает составлять не порно, а NetFlix. Стремительно растет доля мобильного трафика. Все большее влияние приобрели игроки, контролирующие девайсы, с которых пользователи выходят в сеть (gateway devices).
«Мы считаем, что несем моральную ответственность за неприсутствие порнографии на iPhone. Люди, которые хотят получить порнуху, могут купить себе телефон Android», — Стив Джобс, в представлении не нуждается.
Стив Джобс , один из главных визионеров современности, очень тонко уловил этот момент, выразив его в знаменитой фразе про порно и Android. Естественно, Стивен понимал, что коммерческий успех несовместим с ограничениями по возрасту. Сравните кассовые сборы семейных фильмов и боевиков категории 18+.
Третье поколение CDN поставило во главу угла качество получения сервиса, с учетом меняющихся тенденций. Обеспечить максимально быструю доставку контента мобильному пользователю намного сложнее, поэтому пришлось еще сильнее консолидировать CDN-сервисы. Contendo, один из американских CDN-провайдеров, даже разрабатывал совместно с Google новый протокол на замену http, чтобы решить проблему маршрутизации трафика на глобальном уровне. Но вскоре был приобретен лидером рынка Akamai и о проекте больше не было ничего слышно.
Причины упадка
Наши дни
В настоящее время, вопреки расхожему заблуждению, порноиндустрия в интернете чувствует себя некомфортно: снижающаяся капитализация, нарастающее отставание в технологиях от гигантов рынка, отсутствие собственной инфраструктуры. Согласно данным Alexa Top 100, приведенным на диаграмме, множество ресурсов в интернете популярнее порнографии: поисковики, социальные сети, ecommerce и даже (sic!) сайты, посвященные технологиям.
Многие CDN-провайдеры, например, вышеупомянутая компания Akamai, не допускают контент для взрослых в свою сеть, что приводит к тому, что игрокам порнорынка приходится арендовать заведомо более дорогие сервисы. Pornhub, например, использует комбинацию двух CDN-провайдеров Level 3 и Limelight. Только так им удается обеспечить высокое качество сервиса по всему миру.
Изучив причины падения рынка онлайн-порно, мы можем сделать несколько интересных выводов, применимых и к другим сферам бизнеса.
1. Пиратство убивает. Причем, убивает оно всех. Даже порнотьюбы, чей взлет был возможен благодаря пиратству, не смогли получить от этого выгоду. Порносайт – не лучший вид рекламной площадки для большинства бизнесов, поэтому доходы от рекламодателей не могут окупить весь производственный цикл. К тому же судьи крайне неохотно принимают сторону порнодельцов в тяжбах об авторских правах. То, что в 1999 произошло с Napster, когда вся прогрессивная общественность приняла сторону звукозаписывающих компаний, абсолютно неприменимо по отношению к «клубничке».
2. Интернет становится все более цивилизованным, в нем все меньше места девиантности и контркультуре. То, что когда-то воспринималась как абсолютная свобода, сейчас воспринимается как еще одна сфера существования, со всеми вытекающими.
3. Инфраструктура решает. Будучи на гребне прогресса в девяностые, порносайты потеряли свои позиции во многом из-за того, что не смогли создать свои собственные облачные структуры доставки контента. В наши дни они вынуждены идти на существенные расходы за аренду каналов, играя по чужим правилам. К тому же, над каждым порноресурсом висит Дамоклов меч изменения политики использования CDN. Переход на другую сеть доставки контента может занимать до девяти месяцев и сопровождаться нестабильной работой ресурса, что может привести к оттоку клиентов и закрытию ресурса.
Конечно, сами представители порноиндустрии сохраняют оптимизм, надеясь, что виртуальная и дополненная реальности (VR/AR) придадут очередной импульс развитию индустрии. Но неразрешенные проблемы остаются те же: пиратство, отношение в обществе и доступ к инфраструктуре.
P. S. Статья была бы неполной без упоминания относительно свежей новости о развитии CDN в мире: Microsoft, Facebook и Telxius проложили кабель по дну Атлантики с поражающей воображение пропускной способностью 160 Tbs (терабит в секунду). Это говорит о том, что скорее всего именно социальные сети и потребности крупных корпораций являются основным источником прогресса в современном мире телекоммуникаций.