Еще одна тема, которая активно обсуждается в сети — законодательная инициатива Мосгордумы в и ГУВД г. Москвы. Не исключено, что российских операторов обяжут блокировать краденные мобильные телефоны, идентифицируя их по уникальному серийному номеру IMEI. На первый взгляд, идея хорошая — количество краж телефонов превысило все мыслимые пределы. Председатель Мосгордумы Владимир Платонов заявил: «Мы заинтересованы в том, чтобы создать такую систему, при которой преступления невыгодно было бы совершать». Но сможет ли предложенная методика решить проблему?
В теории каждый телефон обладает уникальным фабричным идентификатором и операторы имеют техническую возможность создать базу данных украденных устройств. На практике все немного сложнее — в России немало дешевых копий мобильных устройств, которые имеют одинаковый IMEI, а кроме того — этот номер может быть перепрограммирован. Дельцы, приобретающие краденые устройства для перепродажи, обычно знают (или догадываются) об их происхождении и введение предложенных мер приведет к тому, что трубки перед продажей будут «перешивать». Предложенное московским ГУВД введение уголовной ответственности за это деяние не лезет ни в какие ворота — пойман то в данном случае будет не вор, а незадачливый покупатель, решивший сэкономить немного денег и купивший подержанную трубку.
Кроме того, операторы и сейчас сотрудничают с правоохранительными органами — предоставляют необходимую следствию информацию и блокируют телефон по соответствующему запросу. Может быть дело здесь не в базе данных, а в некомпетентности милиционеров и отсутствии у них желания работать?
Конечно, организация единой базы краденных устройств — неплохая идея. Но подходить к ее реализации следует очень осторожно, чтобы не создать честным гражданам проблем больше, чем преступникам.