Часть вторая.
Снова мы про процветание, ум, энергию. И тут снова лезет в голову вполне классическая термодинамика в приложении к экосистеме.К примеру, некий импульс порождает организацию какого-то там продукта — нужного и важного. К примеру, книг. Авторы пишут, редакторы редактируют и всякое иное полезное дело потом совершается. Потом — продвижение и реализация.
И вот тут получается нечто занятное с точки зрения аналогий с трофическими уровнями в экосистеме.
К примеру, пусть считаем мы создание книги, любой книги, первичной продукцией и это первый трофический уровень. Вроде бы, тот, кто вкладывает свой талант, рискует, организует процесс, тот и должен получать в случае успеха максимальную прибыль. Он же на вечное и разумное работает! И как бы на доброе, о чем мы вначале вспоминали. А уж потом свою маленькую долю за услуги имеют все иные-прочие — продавцы в основном — оптовики и книжные сети и розничные магазины. То есть, второй трофический уровень имеет некую пользу, но уж не более 45%, как эффективность у клетки, говорят, а то и менее (вот ещё какие-то правила одной десятой приводят в школьных учебниках), и вообще обычно вспоминают про устойчивость экосистем с нечётным количеством уровней, и что далее шестого уровня всё одно энергии не хватает для перераспределения.
Судя по приведённому интервью с Александром Кононовым, дело в книгоиздании обстоит точно наоборот: http://www.computerra.ru/interactive/578109/.
Непонятно, но, может аналогия в корне неверна?
Тогда возьмём иное — к примеру, некая товарная масса, просто обладающая некоей ценностью как палая корова лежит.
И набегает на неё всякий потребитель. Первые, конечно, будут мелкие вездесущие насекомые-мертвоядцы — не много их сначала. Но подсуетятся, влезут, урвут кусок или успеют яйца отложить и личинки быстро-быстро усваивают получают свой кусочек пропитания. Прибывает их, стало быть, это прямой доход виду. Похоже на пиратов и всякие электронные бесплатные библиотеки, нет?
Гораздо солиднее возможности использовать это добро у крупных хищников-падальщиков: они и разогнать мелкоту могут отчасти а главное — оторвать и проглотить, чтоб унести с собой и в себе, могут многое. Опять же — вот, к примеру, псовые, им даже и очень несвежее годится. Так что полежат поблизости, доедят. Далее, понятно, всё двинется до последнего потребительского звена — от разных беспозвоночных к бактериям да грибам. Это розница? Те самые киоски, в которых выцветает на полочках Донцова?
Неужто детритная цепь? И отчего так?
Ясное дело, в природе как бы перебираются все возможности, какие не противоречат физике, а среди людей?
Вот, к примеру, говорят про важность цели: она должна быть значительной, чтоб надолго хватило, хоть и на всю жизнь. И чтобы не противоречила моральным критериям общества.
Ну да, верим… Но как-то особенно близким кажутся слова про то, что в основании всякого большого состояния лежит преступление. Так, как бы сказано, про пиратов. У нас же нет пиратов в истории?
Мы же не можем всерьёз так про воевод, которых сажали на воеводство издавна на «окормление» — он обеспечивает сборы всякие в казну, оборону воеводству, а сам обирает, как может. Два года, много — два раза срок, и всё. В любой момент могут оговорить люди, и пойдут всякие розыски про вины и злоумышления… Успеть бы успеть обрать, деток обеспечить, хорошо бы — и внуков, да удалиться на покой.
Мелькают в памяти имена всяких Кулибиных да Ляпуновых, даже и Попова, однако же не сказать, чтоб от них сразу тянулась ассоциация к промышленным гигантам и взоры обращались к процветающей отрасли.
Даже вот взять вовсе имеющее некоторое буквальное отношение к процветанию имя: Николай Иванович Вавилов. Имя славное, достижения бесспорны, даже следы наблюдаются в настоящее время от той деятельности. Пока.
И тут снова суетится мысль насчёт энергий и флуктуаций, всякие аттракторы — как бы не в личных качествах всё дело было и способности навязать упорядоченное поведение окружающим? Может, количество поступающей энергии в открытую систему решает всё — будет ли Мироновская -808 повсюду давать урожаи, как на опытной делянке, или как обычно, что не съедят, до доспят?
Хотя снова вспоминается неприятности вроде «революционного порыва масс» и прочие «справедливый народный гнев» — тоже движения очень и очень энергичные.
Так в самом ли деле умный человек добр?
На этом, пожалуй, стоит прерваться.