Итоги года: Стереореволюция и контрреволюция

Двенадцать лет Джеймс Кэмерон готовился к съёмкам «Аватара» и, вероятнее всего, осознавал неизбежность технической революции, которой обернулся фильм. Впрочем, попытавшиеся воспользоваться её плодами кинодельцы едва не отбили у публики всякий интерес к стерео.

Хотя стереокино появилось много десятилетий назад, для большинства зрителей «Аватар» стал первым 3D-фильмом. Вдобавок, «Аватар» был снят «честно» — то есть с использованием специально разработанных стереокамер и с постоянными консультациями профессиональных стереографов.

О процессе съёмки «Аватара» повествовала громадная статья в Wired, которую портал «Мир 3D» в своё время перевёл на русский язык, разделив на две части:
«Аватар»: куда приводят мечты. Часть 1 и Часть 2

Когда он, вопреки опасениям скептиков, не просто окупился, а стал едва ли не самым кассовым фильмом в истории, всем стало ясно, что это, как принято говорить на Западе, the next big thing. Очень верно общий настрой специалистов выразил в разговоре с «Компьютеррой» Сергей Цыпцын, организатор CG Event: «Все посмотрели фильм «Аватар», и у всех, как говорится, «снесло крышу». Все захотели делать стерео, все захотели снимать стерео, обрабатывать стерео, показывать стерео…»

Это в равной степени характерно и для России, и для Запада. В одном из интервью Александр Рубин, глава компании «Кинопроект», которая как раз и занимается поставками стереооборудования для кинотеатров, говорил, что благодаря «Аватару» кинотеатры, «рискнувшие» установить стереопроекторы в свои залы, отбили все вложения за рекордные сроки.

«Ага! — решили голливудские начальники. — Народу опять прикольно стало смотреть кино в очках! Технология созрела! Время стричь купоны».

Вывод совершенно правильный. Проблема оказалась в исполнении.

Все законы стереографии — а они жёстки и безжалостны по причинам, которые будут расписаны ниже, — известны со второй половины ХХ века. А то и с первой: в СССР ещё в 1948 году вышел фильм «Робинзон Крузо», который демонстрировался в стереоформате.

Главной проблемой, по которой всплески интереса к стереокинематографу дважды сменялись его глубоким упадком, заключалась в несовершенстве оборудования. Например, минимальная рассинхронизация пар проекторов (каждый из которых крутил отдельную плёнку) приводила к тошноте и головной боли у зрителей. С понятными последствиями…

С появлением «цифры» большая часть этих проблем ушла, но многие остались, и ещё больше добавилось. Новые затруднения связаны главным образом со вполне закономерным желанием киношных бизнес-структур снизить издержки на производство, при сохранении доходов. В какие-то не очень дальновидные головы пришла мысль, что деньги будет приносить любое стерео, а следовательно, зачем тратиться на «честные» съёмки, если дешевле конвертировать обычное кино?

Вопиющий, так сказать, пример — это «Битва Титанов», снятая в 2D и сконвертированная в 3D. Эпическое кинополотно обернулось провалом эпичнее Гомера. Критики сплясали на нём жигу, и за конверсию в стерео фильму тоже досталось.

Во-первых, конверсия в 3D — процесс весьма искусственный, требующий довольно больших трудозатрат, если авторы фильма хотят получить качественную картинку. Если и на этом пытаются экономить, то получается «эффект кулис», когда в кадре вроде бы и есть глубина, однако все находящиеся в нём на разных планах объекты выглядят плоскими, как в детских книжках-раскладушках.

Кроме того, один из самых железных законов экологии восприятия запрещает резкие перепады глубины кадра. То есть если действие происходит в каком-то небольшом помещении и вдруг в следующий момент без плавного перехода «открылась бездна, звёзд полна», у зрителя начинается головокружение и тошнота. Обманывать мозг надо грамотно, а то уж больно прибор чувствительный и склонный к бурному отторжению того, что ему ну совсем не нравится.

Оказалось, что если фильм, снятый и смонтированный по канонам плоского кинематографа, переводят в 3D, то он оказывается несмотрибельным. «Приколы», вроде вылезающих из экрана объектов, быстро приедаются и ещё быстрее начинают откровенно раздражать зрителей своей нарочитостью.

В результате стереосезон 2010 года состоит из возвышающегося над всеми горой «Аватара», изготовленных в стерео CG-мультфильмов «Как приручить дракона», «Шрек навсегда», «Гадкий я» и «Мегамозг»; снятого, как и «Аватар», с честным стерео фильма «Трон» (про него, впрочем, говорят, что сценаристы писали сценарий, не приходя в сознание); и несколько фильмов, конвертированных в 3D, — в их числе охаянная «Битва титанов», «Алиса в стране чудес» Тима Бёртона и вышедшая под конец года «Нарния» («Покоритель зари»).

«Жадность больших киностудий убьёт формат стерео,» — такие заголовки стали появляться уже летом. «Псевдостереофильмы» показывались в тех же залах, что и «Аватар», например с той же наценкой за билет, а качество картинки оказывалось убогим. Просто из желания сэкономить. В итоге получается, что большие киноначальники совсем как-то скверно обошлись с курицей, которая несла золотые яйца: если и не в суп пустили, то общипали, чтобы набить перьями подушки на стулья…

Хотя стереоконтента почти нет, крупные производители электроники уже выпускают 3d-телевизоры и плееры.

Говорить о спаде интереса к стерео пока что рановато, конечно. Надо посмотреть, что будет в следующем году, на который намечен релиз, например, снимаемых в стерео «Пиратов Карибского моря» и ещё ряда стереофильмов. Если продолжится курс на халтуру ради денег, то и «третья волна стерео» спадёт на несколько лет (если не десятилетий) и справедливыми окажутся утверждения о том, что стерео так и остаётся аттракционом, и, в сущности, не более.


Vox Populi

Совершенно неожиданно постинг на блогах «Компьютерры», посвящённый отношению к стереокинематографу, вызвал самые что ни на есть интенсивные дебаты. Несколько озадачивает обилие выпадов против стерео (впрочем, общий негативизм — штука весьма распространённая), притом что в стереокинотеатры народ ходит активно и охотно. Примкнуть к обсуждению можно, перейдя по этой ссылке.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях