Занятный образ: вот теперешняя городская цивилизация городского типа, даже мегаполисного — на что это похоже? Тут приводят образ дамочки, рискованно ковыляющей на шпильке: вот немного стёрся, видимо, каблук, крен лёгкий образовался — и ну мужчина рассуждать, прямо по Гоголю, дойдёт ли, если случится, или не дойдёт? Хорошо, не вовсе травматически: будет там перелом у запястья, по типу «зелёной ветки», перелом шейки бедра, или уж «по полной» — сотрясение мозга получит дама, полежит минут тридцать-сорок, и переохлаждение лёгких случится у неё… Но мне-то кажется, что при всей яркости образа энергетика, особенно всё, что связано с электричеством, вовсе даже не покосившаяся или идеальная шпилька — это поводок. И поводок, который в любой момент может быть обращён в удавку. Даже и ненамеренно.
Самое существенное — это теперешнее устройство домов. Главное, всё сделано в расчёте на один, и только один, контролируемый извне, источник всех благ. К примеру, обогрев зимой — в городской квартире положено только установленное некими важными коммунальщиками паровое отопление. Захоти продублировать или сделать что иное — узнаешь очень много нового, но, к сожалению, сменить сможешь только старые железные трубы на тонкие металлопластиковые, а старые широкие чугунные радиаторы — на алюминиевые. И всё! Ни поставить печь в многоквартирном доме, ни просто добавить котёл нагревательный горожанин не в своём, а в многоквартирном доме не сможет.
Ещё того смешнее идея насчёт колодца или света. Не получится, и думать нечего.
Но отчего такие идеи посещают особенно, как водится, в неожиданно нагрянувшую зиму или столь же внезапное лето?
Всё устройство домов теперь — противная холодная пещера, без всяких резервных возможностей. Стоит только покрепче ударить морозу, так сразу объявляются протечки в разнообразных трубах, не выдерживает тонкий жизнеподательный поводок электрический, и выстывает в темноте и обезвоженности поселение. Гнусное в своей беспомощности состояние! Будь это дом начала прошлого века, или хоть позапрошлого, в ней печь была, которую топить, известно, хлопотно, но можно разным — от антрацита да торфяных брикетов до того, что в степи набрали-высушили. Опять же готовит и тепло хранит. Есть колодцы, мало — ещё можно вырыть или углубить скудеющий. Насчёт света тоже проблема решалась, хотя, надо признать, неблестяще и очень пожароопасно.
Главное, всё это делалось самостоятельно, с регулярным уходом, и всегда хозяин, коли интересно, мог навести инспекцию и принять меры — если по средствам и в силах.
Сказать, что теперь средств нет — это значит ввязаться в изумительные дрязги по поводу того, кто кому и сколько должен за какие услуги, сколько стоит этот самый ремонт теплосетей и где он был и многое, очень многое другое. Но важно, по-моему, не это.
При теперешнем положении дел мы крепко-накрепко привязаны к этому поводку — наличествующим жильем, обычной техникой, транспортом, и у нас нет ни сил, ни возможностей оценить, кого, сколько и зачем повисло на том, другом конце поводка. Не намотается ли, не удавит ли он всех на очередном витке разукрупнения компаний? Именно что полная оторванность, отторженность обитателя города от любого вмешательства, от возможности выбрать жилище и как-то повлиять на его надёжность, от источника света, тепла и воды делает дом, квартиру, жуткой ледяной пещерой, которая, придушив малость в своих маломерных объятиях, подарив радости восчувствования плесени со стен и потолка (потому что протекающая крыша — она тоже не хозяйская!), запросто может поставить последнюю яркую точку: прибить сосулькой с родной крыши.
Разумеется, есть топливные элементы. Можно найти разные другие вещи; но тогда ведь вообще придётся это не просто покупать и монтировать, а узаконивать и согласовывать, что по затратам почти столько же, как дом построить!
Ещё разок взглянув на спорых работников, что гоняют очень занятного облика машинками грязную кашу из снега и реактивов, бодро распугивая прохожих с тротуара, на службу техпомощи, монументально устроившуюся вокруг вскрытой теплоцентрали и прикинувшую, что летом, похоже, будет ещё страшнее — будет жарко и не будет хватать воды и кондиционеров, всё-таки начнёшь считать, листать разные издания и прикидывать, как бы это сорваться с поводка… Ну, как всё же удавка?