Первый список величайших игродизайнеров мира был ни полным, ни исчерпывающим и совершенно не претендовал ни на то, ни на другое. Тем не менее читатели усмотрели целый ряд «криминальных» упущений; список явно нуждался в продолжении..
Итак, поехали.
Алексей Пажитнов. Отец «Тетриса» — игры, портированной, кажется, на все существующие игровые платформы.
Согласно распространённой легенде, написавший гениальную игру программист не получил за неё ни копейки. История «брожения прав» на эту игру представляет собой изрядный детектив. Nintendo, в итоге выкупившая права у госорганизации «ЭлектронОргтехника», озолотилась на продажах «Тетриса» для консолей NES и Game Boy. Именно «Геймбою» «Тетрис» и обязан своей гиперпопулярностью.
А что же Пажитнов? В начале девяностых он переехал в США, где уже три года функционировала основанная при его участии компания AnimaTek. Её разработки, к слову, применялись в корпорации Microsoft (в игре Age of Empires, если быть точным). В 1996 году Пажитнов и сам присоединился к Microsoft и разработал несколько игр-головоломок. В 2005 году он перебрался в компанию WildSnake Software, которая также делает головоломные игрушки.
Хиронобу Сакагучи. Создатель игрового сериала Final Fantasy и автор доблестной, но неудачной попытки взять киноотрасль «цифровым штурмом»: CG-фильм Final Fantasy: The Spirits Within, несмотря на его достоинства, провалился в прокате с треском.
Для Сакагучи это имело весьма драматичные последствия. Он добровольно покинул пост исполнительного вице-президента компании Square, на которую работал многие годы, а после слияния Square с Enix и вовсе ушёл. В 2004 году начала функционировать его собственная компания Mistwalker, которая выпускает игры для Xbox 360 и консолей Nintendo. Самая свежая их разработка — игра The Last Story для Wii, вышедшая в начале этого года.
Юдзи Нака — создатель одной из самых популярных игровых франшиз для консолей, Sonic the Hedgehog. Это, впрочем, далеко не единственная удачная его игра. В начале карьеры в Sega (куда он устроился после того, как ему отказали в приёме на работу в Namco — дескать, диплома об образовании не было) он в тренировочном порядке разработал на пару с другим сотрудником игру Girl’s Garden.
Кроме игр о приключениях синего ежа, Нака создал ещё один мощный сериал — речь идёт о консольных RPG серии Phantasy Star, начавшейся в 1987 году. Последняя игра серии — онлайновая Phantasy Star Universe — вышла в 2006 году для PC, PlayStation 2 и Xbox 360. Почему-то для PS3 её делать не стали.
Впоследствии Юдзи Нака ушёл из Sega, чтобы основать собственную компанию Prope, управлением которой он занимается по сей день.
Питер Молиньё — сооснователь Bullfrog Productions и, позднее, после того как Bullfrog была поглощена Electronic Art, компании Lionhead Studios.
Молиньё выступил дизайнером таких игр, как Populous, Dungeon Keeper, сериалов Fable и Black&White; во время своей работы в Bullfrog он также продюсировал целый ряд классических теперь уже игр. В их числе Syndicate, Magic Carpet и High Octane.
В 2006 году Lionhead была куплена Microsoft Game Studios, но даже после этого компания сохранила некоторую долю независимости. В 2009 году Молиньё назначен художественным руководителем европейского подразделения MGS.
Братья Рэнд и Робин Миллеры — создатели Myst. Успех первой игры сериала был ошеломительным. Вопреки всем прогнозам и ожиданиям, до конца девяностых Myst оставался одной из самых продаваемых франшиз, а теперь её можно назвать и одной из самых долгоиграющих: после долгих пертурбаций основанная Миллерами компания Cyan Worlds запустила многопользовательскую онлайновую игру Myst Online: Uru Live, изначально бывшую многопользовательским дополнением к Uru: Ages Beyond Myst.
Впрочем, сейчас этой игрой занимается только Рэнд, давно уже сосредоточившийся на менеджменте в Cyan Worlds. Говорят, свою работу он не любит и держится за неё только ради сообщества поклонников Myst.
Робин, который отвечал не только за графику Myst и Riven, но ещё и сочинил музыку к первым двум играм, от игроделания отошёл совсем. У него небольшая производственная компания Land of Point, музыкальный проект Ambo (с которыми он выпустил один альбом в 2005 году) и сын-музыкант.
Наверное, стоит отметить напоследок, что и Рэнд, и Робин сами снимались для своих игр — оба присутствуют там в качестве вполне конкретных внутриигровых персонажей.
Уоррен Спектор. Создатель таких шедевров, как System Shock и Deus Ex. Автор (или, по крайней мере, крайне успешный реализатор) идеи о слиянии ролевых игр и шутеров от первого лица. Результаты нам известны.
Спектор, надо заметить, много лет работал на Origin и имел самое непосредственное отношение к разработке части игр сериала Wing Commander, а кроме того, участвовал в создании шести игр из серии Ultima и приложил руку к созданию шедевра Thief: The Dark Project. Как правило, он исполнял роль продюсера и лишь на проекте Deus Ex был директором проекта.
В 2005 году Спектор организовал компанию Junction Point Studios, которую вскорости выкупила Disney Interactive. В 2010 году свет увидела «пристимпанкованная» Epic Mickey для Wii. Из названия вполне понятно, о чём речь.
Тим Шэфер. Дизайнер и содизайнер лучших, наверное, игр LucasArts — Full Throttle, Grim Fandango, The Secret of Monkey Island, Monkey Island 2: LeChuck’s Revenge и Maniac Mansion: Day of the Tentacle.
Если говорить о «Тайне Обезьяньего острова», то именно благодаря Шэферу игра приобрела тот юморной характер, который её и прославил. Создатель серии Рон Гилберт задумывал этот квест как нечто куда более серьёзное, но вот послали Бог и руководство ему такого ассистента…
В LucasArts Шэфер проработал до 2000 года, потом — в рамках собственной компании Double Fine Productions — создал (в 2005 году) платформер Psychonauts, с восторгом принятый критиками.
В 2009 эта же компания выпустила для Electronic Arts гипермасштабный проект Br?tal Legend, который, к сожалению, вышел только на Xbox 360 и Playstation 3 (для PC версии нет и не будет). В создании игры принимали участие несколько крупнейших звёзд тяжёлого металла — Лемми Килмистер из MotorHead, Роб Холфорд (Judas Priest), Оззи Осборн и Лида Форд. Мало того что в игре звучат их голоса, так ещё и персонажи чётко с них срисованы. Изначально предполагалось, что главный герой игры будет иметь внешность Килмистера, но потом его заменили на актёра и вокалиста Джека Блэка.
Для саундтрека Шэфер лично отобрал несколько сотен металлических композиций — под стать визуальному решению, где всё как раз и происходит в мире тяжёлого металла.
Увы, хотя игра и получила сначала восторженные рецензии, выяснилось, что продукт небеспроблемный, и самым слабым местом оказался геймплей; многим показался неожиданным стратегический компонент игры, а в стратегии на консолях играть сложновато. В итоге продажи игры оказались относительно низкими и Electronic Arts зарубили сиквел на корню.
В настоящее время Шэфер занимается несколькими менее масштабными проектами.
Билл Роупер — гейм-дизайнер, участвовавший в создании большинства ранних игр Blizzard, начиная с Blackthorne (он же Blackhawk в некоторых европейских странах).
Далее послужной список Роупера простирается на весь сериал Warcraft (за исключением World of Warcraft), причём практически во всех играх, над которыми он работал, он частично выполнял голосовую озвучку и занимался документированием.
После ухода из Blizzard карьера Роупера, однако, стала складываться совсем не радужно. Проект Hellgate: London провалился вдребезги. Работа в Cryptic Studios над играми Champions Online и Star Trek Online тоже не задалась — некоторые связанные с финансами инициативы Роупера (и впрямь не самые удачные) привели игроков в откровенную ярость. В итоге Роупер ушёл из Cryptic в 2010 году и сейчас, по сути, является безработным.
Так или иначе, за Warcraft ему всё равно надо ставить памятник.
Далее хотелось бы назвать несколько имён, которые, возможно, не столь широко известны. Эти люди, однако, успели сказать своё весомое слово буквально одной-двумя играми.
Билл Уильямс. Автор, а точнее — соавтор Alley Cat, которую начинал другой человек; и ещё нескольких менее известных на сегодняшний день игр для разных платформ, преимущественно Atari и NES/SNES. Последняя игра, к которой он приложил руку, была Bart’s Nightmare по мотивам «Симпсонов». Руководство настолько активно и невпопад вмешивалось в процесс разработки, что Уильямс сам окрестил свою разработку «Bill’s Nightmare» (Кошмар Билла). В 1992 году он ушёл из игроделания вообще.
И ушёл в крайне неожиданную, казалось бы, сферу: поступив в духовную семинарию в 1992 году, он получил степень магистра теологии уже в 1994-м и написал два теологических труда, которые, увы, были опубликованы уже после его безвременной кончины. В 1998 году он умер от муковисцидоза.
Майкл Деньо, автор Captain Comic. Вот уж действительно странный случай: первая часть представляла собой богатый во всех отношениях платформер с великолепной для тех далёких времён графикой, в то время как сиквел оказался каким-то беспомощным, хотя и выглядевшим на первый взгляд достаточно амбициозно.
Captain Comic II: Fractured Reality в итоге оказался куда менее популярным, чем предшественник, и после этого Деньо прекратил заниматься играми вообще. О его дальнейшей судьбе мало что известно.
Эрик Шаи. Автор Another World, платформера с уникальной по своей кинематографичности графикой, с анимацией, по плавности сравнимой разве только с Prince of Persia. Неудивительно, что игра разлетелась по всем современным на тот момент платформам и обрела культовую популярность среди игроков.
Практически всю игру Шаи сделал сам, в одиночку. Процесс был непростым, но результат того стоил.
После ухода из Delphine Software Шаи основал собственную компанию Amazing Studio, в которой разработал только одну игру — платформер Heart of Darkness. Затем он надолго отошёл от игроделания.
Лишь в 2006 году Шаи выпустил улучшенную версию своей классической игры Another World. А ещё четыре года спустя было объявлено, что он работает над новой игрой From Dust, которую описывают как God Game в духе Populous и Black&White.
Игра ожидается в этом году.