Агентство NATO по консультированию, командованию и контролю (NC3A) 8 марта объявило о подписании контракта по организации оборонительных рубежей в киберпространстве для всех стран, входящих в альянс. Сумма контракта составила 58 миллионов евро.
К настоящему времени, как указывается в пресс-релизе самой организации, это крупнейший финансовый вклад NATO в свою кибероборону.
В NATO в настоящее время действует программа Computer Incident Response Capability («Готовность к реагированию на инциденты, связанные с компьютерными технологиями»). Контракт заключён со структурами итальянского конгломерата Finmeccanica — возможно, не самой известной широкой публике, но очень крупной структуры, владеющей активами более чем в 25 компаниях, связанных с авиацией, транспортом, коммуникацией и оборонной сферой.
Непосредственным исполнением условий контракта должны будут стать компании SELEX ELSAG и VEGA. В качестве их партнёра также выступит корпорация Northop Grumman. Их задачей станет создание устойчивой инфраструктуры, в которую войдут средства раннего обнаружения кибератак и противодействия таковым. Непосредственным противодействием будут заниматься специальные «отряды быстрого киберреагирования». Видимо, в каждой стране они будут свои.
«Si vis pacem, para bellum», — говорили древние. Правильно говорили. Программа по общей киберобороне стран NATO придумана не вчера, да и 58 млн евро не такая уж астрономическая сумма, если учесть, что речь идёт о чём-то, что касается сразу нескольких государств.
Но тем не менее возникает вопрос: а собственно, против кого воюем? Точнее, кибероборону налаживаем?
Один ответ, который будет наверняка озвучен в первую очередь, заключается в слове «Китай». Представители США уже неоднократно — и официально, и неофициально — обвиняли власти Поднебесной в организации хакерских атак. Заявления подобного рода трудно доказать, зато легко «слупить» лишние бюджеты под «кибероборону». Так, собственно, всегда и делается.
Второй возможный ответ — это пресловутые «хактивисты» Anonymous. Шороху они навели в последнее время препорядочно, их «кавалерийские наскоки» чаще всего политически мотивированны и, как правило, имеют форму DDoS-атак. Ни у какого конкретного государства они на службе не состоят и не могут состоять по определению, атаковать жизненно важную инфраструктуру вроде систем водоснабжения им, право, незачем. Зато они время от времени учиняют «зачистки» серверов крупнейших корпораций. Те, в свою очередь, обыкновенно имеют хорошие связи в политических кругах ну, или, на худой конец, армию юристов и лоббистов на низком старте, которые охотно будут доказывать, что нападение на Sony Playstation Network и потенциальная атака на систему управления канализацией города-миллионника — это «примерно одно и то же», и давить надо этих «хактивистов» в хвост и в гриву на межгосударственном уровне.
По пиратам уже попытались пальнуть из крупного законотворческого калибра (SOPA, PIPA), оставив негласные «торговые соглашения» в качестве «плана бэ». Видимо, скоро и Anonymous объявят кибервойну. В которой полная «натовская» боеготовность в киберпространстве будет очень кстати.