И это хорошая новость. Почему в России талантливые профессионалы все еще столь неохотно запускают собственные венчурные проекты? Да потому что боятся, что вход — рубль, но выход — два. А то и десять. На то он и венчур. Возможность неудачи следует учитывать с самого начала. Иначе и потенциальный выигрыш не был бы столь аппетитным. А что, если так: «Вход — 10 копеек, а выход — 5»? Вот об этом и поразмышляем вместе. Тем более, появилась некоторая фактура, которая нам в этом поможет.
Дэвиду Уоллесу, сооснователю и гендиректору SearchRank, очень понравилась инфографика, подготовленная экспертами компании ProfitBricks (поставщик «облачных» IaaS-решений и услуг). Причем понравилась настолько, что он воспроизвел картинку в своем блоге на портале SmallBusiness Trends, позаимствовав для своего поста тот же заголовок. Так и оставил: «It’s Startup Time in America». И, в общем, правильно сделал. Хотя бы потому, что сегодня сами американцы все чаще поговаривают о том, что Кремниевая долина потеряла темп и буксует.
Почему Дэвида так купили и тема, и подобная подача материала — понятно. Уоллес — довольно крупный эксперт в сфере поиска и SMM, разрабатывавший концепции интернет-продвижения по заказам многих компаний — от крупных до малых. Ну, а кроме того, он является еще и главным редактором Infographic Journal — проекта, кропотливо собирающего лучшие образцы визуализации того, что долго, муторно, а порой и бессмысленно объяснять словами.
Можно подумать, комментирует Дэвид подготовленный ProfitBricks материал, что пока американская экономика продолжает топтаться на одном месте, запуск нового бизнеса — идея далеко не лучшая. Однако все наоборот. Стартапы в США нужно строить именно сегодня! Тем более, что одним из ключевых драйверов роста популяции молодых компаний в Америке выступают… «облачные» сервисы. Те самые «облака», про которые в России вендоры и их местные партнеры продолжают рассказывать бизнесу вот уже третий год подряд, но пока без особого успеха.
Я эту инфографику тоже рассмотрел. И раз уж пошла такая гульба — привожу ее здесь (только решил для удобства разделить ее на части).
Итак, почему же — «самое время»? С источниками финансирования всё превосходно. Они есть и доступны — как привычные (коммерческие и государственные программы кредитования малого бизнеса, венчурный капитал, деньги бизнес-ангелов и инвестфондов…), так и новые, менее традиционные — краудфандинг («с миру по нитке») или пенсионные накопления, которые вполне могут стать основой для формирования начального капитала (это, впрочем, типично американская история).
Конкуренция на рынке труда из-за кризиса снизилась: пора процветания осталась в прошлом и люди больше думают о выживании. Проще говоря, готовы вкалывать. Трудные времена открывают и обширное поле возможностей. Ведь приоритеты потребителей меняются и, как следствие, возникают новые потребности, которые нужно удовлетворять.
Рецессия привела и к снижению арендных ставок на коммерческую недвижимость в США. Я не большой специалист по арендным ставкам. Переводя квадратные футы в привычные нам квадратные метры и исходя из предположения, что у американцев принято указывать стоимость аренды на год, я получил и правда очень симпатичную сумму. Если не наврал с математикой, то выходит, что небольшой стартап в США может арендовать офисную площадь (понятно, что не в бизнес-центре класса А) по весьма привлекательной ставке на уровне 20 долларов за квадратный метр в месяц. И примерно за $2118 этот самый метр можно купить. В собственность. (Нужно ли это стартапу, другой вопрос). Очевидно, что в мегаполисах цены выше. Но высокими по нашим меркам их уж никак не назовешь.
Говоря «стартап», мы в наш век гаджетов и социальных сетей чаще всего имеем в виду — «технологический стартап». Еще недавно таким компаниям с самого начала требовались дорогие вещные активы, продать которые на вторичном рынке в случае неудачи (а стартап — история с непредсказуемым финалом) практически невозможно. Серверы, сетевое оборудование… Через год работы, если проект «завяз», вернуть расходы на ИТ-инфраструктуру не представлялется возможным. Зато теперь технологическим предпринимателям в США ИТ-инфраструктура практически не нужна. А значит, можно меньше тратить, направляя финансы на развитие ключевых компетенций.
Собственный дата-центр для только-только запущенного проекта — ярмо на шее. Нужно помещение. Помещение это следует оснастить системой охлаждения и вентиляции, подать в него электроэнергию и позаботиться о резервной линии. Инсталляцией и обслуживанием могут заниматься только дорогие сертифицированные специалисты. И т.д. и т.п.
Но на счастье венчурных предпринимателей, новые технологии позволяют ныне тратить драматически меньшие средства в процессе выхода на рынок, чем прежде. Так что даже с небольшими ресурсами есть шанс сотворить настоящее чудо.
«Облачные» сервисы — от инфраструктуры (IaaS) до софта (SaaS) и платформ (PaaS) уже сегодня во многих случаях позволяют обойтись вообще без традиционной «автоматизации» стартующего бизнеса. Нужны компьютеры (ноутбуки, планшеты, а может быть и вовсе бюджетные «тонкие клиенты») и хорошие каналы доступа в Интернет. («Каналы» во множественном числе, потому что команда стартапа вовсе не обязана сидеть в одном и том же офисе. Часто куда более эффективной оказывается совместная, групповая работа удаленных сотрудников). И больше — ничего.
Помните, каким событием для небольших компаний еще недавно была покупка сервера? Долго считали и прикидывали, придирчиво выбирали модель и поставщика — чтобы «железка» подольше проработала, окупила себя. Оценивали нагрузку и принимали решение о том, нужно ли ставить машину «с запасом». А теперь собственные серверы, по большому счету, вообще не требуются. Вместе с серверными комнатами и сидящими в них сисадминами, которые летом к тому же вечно болеют из-за включенных на полную катушку кондиционеров.
По сути, во многом благодаря именно «облакам» возник феномен маленькой компании, не обремененной собственными ИТ-активами, но успешно зарабатывающей на колоссальных объемах транзакций, требующих огромной вычислительной мощности, промышленных систем хранения и дорогих специалистов. Всё это потребляется как сервис из «облаков» и работает куда более надежно, чем собственные доморощенные ЦОДы. И в любой момент такой стартап (если он все-таки «сгорел») можно «выключить», аннулировав контракты на абонентское обслуживание.
«Облака», таким образом, дают начинающим компаниям уникальную степень свободы: свободу легкого выхода из проекта в случае неудачи, свободу «легкой смерти». На руках не останется ничего лишнего. Ни лицензий на дорогое ПО, ни долгов за внедренные in-house ИТ-решения (если стартап закрылся, созданные информационные системы никому не нужны), ни серверов, ни дата-центров. Всё это на старте покупается в виде услуг (причем без необходимости «брать на вырост» — облачный провайдер легко добавит мощностей по первому требованию) и — отключается при необходимости.
Теперь взглянем на последний фрагмент инфографики, подготовленной ProfitBricks. Тот самый случай, когда «картинка» куда красноречивее словесных объяснений.
Представим себе молодую технологическую компанию, действующую традиционными методами. Собственный дата-центр, кроме существенных стартовых вложений и привязки к конкретной территории (если только это не новомодный модульный ЦОД в контейнере, который можно перевозить с места на место) — это как правило постоянная эксплуатационная головная боль. Либо вы платите лишние деньги за «страховку», вкладывая деньги в избыточные мощности, способные справиться с пиковой нагрузкой (вызванной, скажем, резким ростом числа онлайновых покупок или запросов), либо «экономите», но тогда ведете дела, сидя на пороховой бочке. Пик активности клиентов может спровоцировать чрезмерную нагрузку на инфраструктуру, с которой она не справится. Если это онлайновый бизнес, сайт «ляжет», продажи «встанут» и, возможно, завтра клиентов у вас не будет вовсе. Зато в «облаке», поддерживаемом профессиональным провайдером, эта проблема исчезает. Нагрузка всегда соответствует требованиям.
В «подвале» картинки — данные о ценах на использование серверных мощностей у различных облачных провайдеров. Не буду утверждать, что эти данные в точности соответствуют действительности, надо проверять. Возможно, авторы исследования из ProfitBricks использовали какую-нибудь «авторскую методику» расчетов, чтобы продемонстрировать свое ценовое преимущество над Amazon). Но порядок цифр действительно соответствует показателям нынешнего американского рынка «облачных» вычислений.
В России сегодня много говорится о формировании инновационной экосистемы, то есть такой среды, в которой стартапам было бы легко стартовать, легко развиваться. Но мне кажется, в гармоничной экосистеме стартапам должно быть легко и умирать.
На мой взгляд, это принципиальный вопрос. Во всем мире «битый» стартапер ценится выше новичка, еще не получившего опыта провала. Но только не в России.
У нас от лидера провалившегося проекта бегут как от зачумленного. А сами стартаперы подсознательно боятся проиграть. А потому осторожничают, теряют драгоценное время, «мельчат» или впадают в депрессию.
Институтам развития, занятым формированием экосистемы инноваций в России, и прежде всего РВК, уже многое удалось сделать. Чуть ли не все стартапы в стране учтены. Их ищут и начинают «водить за ручку» с первых же месяцев жизни. В стране появились бизнес-ангелы, работают вполне профессиональные венчурные инвестфонды. Конгрессы, форумы, конференции и вечера знакомств инвесторов с инноваторами — проходят чуть ли не каждый день. В том числе в регионах. Удалось поднять и интерес СМИ к этой теме. Технологические предприниматели и их проекты — все более частые герои публикаций.
Но всю экосистему инноваций целиком наши институты развития (при всей активности РВК, Сколкова, фонда Бортника и Роснано) сформировать не в состоянии. Эксперты ProfitBricks не указали в числе преимуществ американского рынка для стартаперов такие позиции, как «отсутствие таможенных проблем», «гуманная система налогообложения», «низкие административные барьеры», «невысокий уровень коррупции» и массу других параметров. У нас же все наоборот. Как раз таможня, налоги, бюрократия, взяточничество и коррупция — оказывают на инвестиционный климат в России определяющее влияние. Изменение ситуации в этих сферах — задача политического руководства страны, а не тех структур, которые заняты поддержкой технологического предпринимательства. Они не всесильны.
Мне кажется, никто сегодня не рискнет нарисовать такую же красивую инфографику под заголовком ««It’s Startup Time in Russia». И дело не только в «страновых рисках», в пресловутой «национальной специфике». Не только в дорогой недвижимости, нехватке квалифицированных специалистов (а стартапам другие не нужны), отсутствии между ними конкуренции (в сегменте профессионалов у нас рынок кандидата, а не рынок работодателя)… Есть еще и сервисно-технологическое препятствие: развитого рынка «облачных» сервисов и услуг в России так и не возникло.
Американские аналитики в каждом исследовании приводят все более фантастические данные о том, как растет доля «облаков» по сравнению с традиционными способами утилизации вычислительных мощностей, ПО и платформ в США. А у нас те же самые исследовательские компании «облачного» рынка вообще «не видят». А ведь это, похоже, существенный элемент экосистемы инноваций. Да, согласно исследованию IDC «Russia Cloud Services Market 2012–2016 Forecast and 2011 Competitive Analysis», объем российского рынка публичных и частных «облачных» операционных услуг вырос в 2011 году на целых 417,3%. Но не будем обольщаться. Это рост от нулевой отметки. А чистый денежный итог — жалкие $59,38 млн. Для сравнения — данные из отчета компании Parallels: «СМБ по-прежнему является драйвером роста рынка облачных сервисов: в 2011 году СМБ США потреблял облачных сервисов на 25% больше, чем в 2010 году, доведя объем рынка до $15,1 млрд.». Чувствуете разницу?
Всем нам очень важно иметь в виду: степень развития национального рынка «облачных» сервисов в значительной мере определяет качество инновационной среды. Хотя… «Облака» по определению трансграничны (даже российские законодательные ограничения в части «вывоза данных» можно обойти, причем чисто технологическими способами). Так что никто не мешает нашим стартаперам использовать сервисы американских «облачных» провайдеров, начиная с Amazon и далее по списку.
Надеюсь, отечественные инноваторы в курсе этих возможностей. Хотя это и еще одно обидное для нас подтверждение того, что «It’s Startup Time in America», а не «… in Russia». В Америке проще не только открыть, но и закрыть лавку.