«Информация хочет быть свободной» — этот лозунг, придуманный ещё в шестидесятые годы писателем Стюартом Брэндом и популяризованный Стивом Возняком, замечательно отражает взгляд технологических активистов на свободу слова. Мы отлично знаем, как сложно воспрепятствовать распространению информации в интернете, но возможно ли обеспечить стопроцентно надёжный способ распространения любых данных?
Это вопрос не новый — мечта о том, чтобы организовать хранилище данных, не подконтрольное никаким властям, давно будоражит умы гиков-бунтарей. Эта мысль успела отметиться даже в литературе — герои книги Нила Стивенсона «Криптономикон» заняты как раз постройкой «убежища для данных» (data haven) на территории независимого островного княжества.
Однако реальность не всегда проигрывает фантастике: это ярко иллюстрирует история государства Силэнд, занявшего территорию заброшенной платформы в Северном море близ берегов Великобритании. Основал его отставной майор Британской армии Рой Бейтс, решивший, что, имея в своём распоряжении пусть и игрушечное, но государство, можно извлечь из него немалую выгоду.
Платформа, служащая домом для Силэнда и HeavenCoЕщё с шестидесятых годов морская платформа использовалась для самых разных и не всегда законных целей — от пиратского радио и до контрабанды. Бейтсу не раз приходилось отстреливаться из дробовика от других авантюристов и от британских таможенников. Казалось бы, основание независимого хостинга в столь выдающемся месте должно было стать успехом.
За дело взялся Майкл Бейтс, сын Роя. Он основал фирму HeavenCo, которая предоставляла хостинг всем желающим, независимо от степени криминальности. Предполагалось, что серверы HeavenCo будут погружены в жидкий азот, а в качестве охраны площадки на смену Майклу Бейтсу с его ружьём будут наняты наёмники с пулемётами. Всему этому сбыться было не суждено.
Главной причиной, по которой мир остался без HeavenCo, принято считать крах доткомов. К двухтысячному году никто уже не рвался инвестировать в стартапы, связанные с интернетом, и соответственно богатых предпринимателей, желающих обзавестись супернадёжным независимым хостингом, не стало. Для остальных же услуги HeavenCo оказались слишком дорогими по сравнению с площадками, расположенными в более традиционных местах.
Это, однако, была не последняя попытка создать суперзащищённое хранилище данных. В наше время разговоры о подпольных хостерах обычно ассоциируются с сайтом Wikileaks и торрент-трекером The Pirate Bay.
Бункер Pionen расположен под парком в самом центре СтокгольмаБольше всего, конечно, впечатляет дата-центр Pionen, служащий сайту Wikileaks. Это бывший военный бункер, находящийся в тридцати метрах под землёй. Конечно, такое место выбрано больше для солидности, нежели для безопасности: вряд ли кто-то соберётся бомбить дата-центр, находящийся в центре Стокгольма.
Тем не менее защита Pionen, равно как и провайдера PRQ, на котором размещён The Pirate Bay и ранее располагались серверы Wikileaks, мало связана с крепкими стенами и стальными дверьми. Её источник — шведская Пиратская партия. Если HeavenCo — это попытка вынести незаконный хостинг за пределы государств, то в Швеции мы наблюдаем обратную картину: попытку пиратов внедриться в государство и получить некоторые свободы. В теории, любая претензия к PRQ по определению будет политической, что сильно усложняет дело для полиции.
Интерьер нового дома Wikileaks — бывшего бомбоубежищаПиратской партии тем не менее далеко до парламентского большинства, и об иммунитете для покрываемых ей провайдеров говорить было бы ошибочно. В частности, PRQ не раз подвергался полицейским рейдам, а сооснователя The Pirate Bay Готтфрида Свартхольма в 2012 году и вовсе арестовали — как раз за пиратство.
Нелюбовь государств к подпольным хостингам можно объяснить далеко не только желанием угодить медиакорпорациям или уничтожить опасный Wikileaks. Если хостер говорит «публикуйте что угодно», это привлекает не только пиратов и опальных политиков, но и экстремистские организации, торговцев оружием и наркотиками и, конечно, порнографов, в том числе специализирующихся на маленьких девочках и мальчиках. Так, PRQ долгое время был хостингом сайта организации North America Man-Boy Love Association, которой занимал домен Pedophile.se.
Kavkaz Center — один из клиентов TPB. В России доступ к этому сайту блокируетсяПотихоньку появляются способы обходиться без морских платформ и подземных бункеров. Следующий шаг в развитии того же The Pirate Bay — за «облачным» хостингом, хранилищем, распределённым между серверами, находящимися в разных концах света. Переход на такую модель стал возможным после того, как вместо файлов .torrent на TPB ввели «магнитные ссылки», занимающие немногим больше места, чем обычные гиперссылки. В итоге полный архив трекера занимает менее ста магабайт, и его можно с лёгкостью переносить с места на место.
При желании можно обходиться даже без традиционного сайта: технология i2p позволяет сделать с веб-страницами то же, что обычные пиринговые сети делают с файлами. Этот «секретный веб» распределён по компьютерам пользователей программы и не имеет каких-либо физических серверов. Торрент-трекер, размещённый в i2p, оказывается полностью защищённым — никакого здания, куда можно было бы объявиться с полицейским рейдом, в таком случае не существует в принципе.
К той же теме относится и новый файлообменник Mega, созданный основателем закрытого в 2012 году Megaupload Кимом Шульцем, более известным под новым именем Ким Дотком. Арест и суд вовсе не остудили пыл Доткома, и он обещает, что Mega благодаря шифрованию трафика и данных будет полностью защищён от каких-либо претензий со стороны властей.
Политика и идеология — явно не главное в жизни Кима ДоткомаПолучается, что способов уйти от закона и распространять нелегальный контент найдено множество. Эта неуловимость сродни неуловимости уличных лохотронщиков и торговцев краденым: сколько их ни лови, они всё равно изыщут способ продолжить заниматься тем же самым. И романтичной их профессию можно назвать лишь с большой натяжкой.
Невозможность же организовать по-настоящему независимый хостинг будет неизменно спотыкаться об одну и ту же проблему: в отличие от данных, людей, которые их распространяют, нельзя загрузить на сервер, расположенный на платформе в океане, в подземном бункере или (в перспективе) на орбитальной станции. Люди, пользующиеся хранилищами, не могут существовать вне цивилизации с её законами и полицией, и так или иначе всегда будут слабым звеном.